Из-за наличия по соседству иудейской Хазарии на территории Киевской Руси было довольно много евреев – об этом говорит куча письменных источников, да и старых топографических наименований. Но всех их ветром сдуло на запад после монгольского нашествия.
Изредка еврейские торговцы приезжали к нам в период феодальной раздробленности, но по мере укрепления христианской религии видеть их здесь уже не желали. Поэтому, когда возникло Московское царство, Иоанн Васильевич вынес строгий запрет, что лицам иудейского вероисповедания посещать Россию не можно.
Тем не менее, евреи иногда сюда попадали. Но в основном, это были уже крещеные ребята. К примеру, известный соратник Петра Великого Петр Шафиров был родом из православных евреев, семья которого крестилась после взятия Смоленска русскими в 1654-м году. Что касается детей Сиона, которые сохраняли свою древнюю веру, то один за другим императоры подтверждали для них запрет на посещение государства.
Когда в результате трех разделов Польши к концу 18-о века под рукой России скопилась большая часть мирового еврейства, у правительства поначалу на его счет не было никаких особых планов и ограничений для них не вводилось. Лишь только после жалобы купцов в Подмосковье, что иудеи создают им конкуренцию. была принята знаменитая черта оседлости, ограничившая еврейский народ в праве на перемещение.
Наиболее богатых людей, ясное дело, это не касалось, но и о полном уравнивании в правах тогда не было и речи. Царская Россия по духу и фактически всегда являлась православным государством. Но у каждого правила были свои исключения. Из-за ряда сложных исторических обстоятельств через некоторое время в империи появились дворянские роды, сохранявшие иудейскую веру. Это нонсенс, которого обычно не было даже в Европе.
Способом стать столбовым русским дворянином для верующего еврея было несколько. Но, пожалуй, самым распространенным из них было оказать некоторые услуги лично императору или российскому государству в его лице. И тогда царь или царица могли пожаловать отличившегося подданного благородным титулом. В основном, такому человеку присваивали баронство либо дворянство без звания.
В качестве примера можно назвать ученого-востоковеда Авраама Гаркави, который за заслуги на ниве науки получил потомственное дворянство в 1901-м году. Банкиры братья Эпштейны были пожалованы титулом с присвоением герба в 1870-м году. Их заслуга состояла в создании одного из первых частных коммерческих банков.
Но это был не единственный вариант. Поскольку петровская Табель о рангах действовала все имперское время и предусматривала, что заслуженный генерал или чиновник становится личным или потомственным дворянином по мере карьерного роста, этот способ повышения своего статуса был доступен для большего круга лиц. Вместе с получением очередной должности приобрели дворянство книгоиздатель Илья Ефрон и отличный военный врач Самуил Каннегисер.
Это было еще не все. За аналогичные заслуги евреи из других европейских стран также периодически входили в состав благородного сословия, сохраняя свою прежнюю религию. При их эмиграции в Российскую империю считалось, что классовая солидарность важнее религиозной, и царскими указами титулы им обычно оставляли. Примером является Гораций Гинцбург, который за торговые заслуги получил баронство в германском княжестве Гессен. Как российскому подданному, ему было дозволено пользоваться им и в нашей стране.
Если еврей становился обладателем российского ордена, то и в этом случае чаще всего его производили в дворянство, случаев было несколько. Разумеется, применительно к евреям, они не совершали каких-то военных подвигов, а были обласканы за гражданские заслуги. Большинство евреев-дворян в дальнейшем вынужденно принимало православие, но были и те, кто сохранял иудейскую веру.