Эрнест Хемингуэй (1899-1961) - автор, не нуждающийся в представлениях. Достаточно напомнить, что он лауреат Нобелевской премии по литературе, это уже более чем достаточно, хотя его значение для мировой литературы этим фактом далеко не ограничивается. Поэтому я не тешу себя надеждами, что скажу что-то новое о "старике Хэме", а напишу лишь о тех его книгах, что мне довелось у него прочитать на данный момент, коих всего 5 штук, к моему большому сожалению. Есть еще куда стремиться в этом плане и есть потому, что это однозначно мой автор, я как-то очень быстро это понял, читая самый первый его роман, "Прощай, оружие!" (не первый в его библиографии, а первый, прочитанный мной). Собственно об этих произведениях я кратко и расскажу.
Итак, знакомство творчеством Хемингуэя я начал с "Прощай, оружие!" (1929). Буквально с первых страниц меня настолько захватило повествования, что я однозначно принял решение, что на этой книге мое знакомство с автором не закончится. Не знаю, лучший ли это антивоенный роман вообще и лучший ли антивоенный роман о I Мировой, но в моей иерархии художественных книг этого направления он однозначно в топ-5 как минимум, а скорее всего даже в топ-3. В нем все хорошо и атмосфера, пробирающая насквозь, и сюжет, и герои, и язык повествования. Другими словами, оставалось только выбрать, с чего же еще мне продолжить знакомство с автором.
Следующим произведением Хемингуэя стал небольшой роман "За рекой, в тени деревьев" (1950), действие которого происходит в Венеции, на ее фоне на станицах книги разворачивается очень непростая история любви. Я читал, что этот роман считают одним из самых неудачных произведений автора, но я бы так не сказал. Ровно все комплименты, которые я выдал "Прощай, оружию!", я могу слово слово повторить и в отношении этого романа. В итоге я еще больше укрепился в том, что Хемингуэй - определенно мой автор.
Далее был наверное один из самых знаменитых романов Хемингуэя, если не самый знаменитый, "По ком звонит колокол" (1940), повествующий о гражданской войне в Испании и носящий, как практически все у него, нотки автобиографического характера. С ним все оказалось чуть сложнее. Он мне в свое время понравился, но чем больше проходит время, тем все меньше он мне вспоминается в этом качестве, сейчас бы я ему поставил более низкую оценку, чем сразу после прочтения. Но он все-равно очень хорош, здесь я лишь сравниваю с другими его книгами.
"Фиеста (И восходит солнце" (1926) - один из самых ранних и неоднозначных для меня произведений автора. Какое-то время я вообще был убежден, что это пустая книга писателя, но затем я понял, что это сознательный ход автора, показать эмоциональную опустошенность героев пресловутого "потерянного поколения" можно только так и никак иначе. Запоминается же в ней в первую очередь атмосфера межвоенной Франции и Испании, здесь Хемингуэй по-прежнему хорош.
Ну и завершает мою подборку небольшая повесть "Старик и море" (1952) за которую он вроде как и получил Нобелевскую премию (на самом деле я убежден, что это был лишь повод, получил он ее по совокупности его творчества). Первые главы этой повести у меня вызвали удивление, почему ей так восхищаются, а дочитав книгу до конца я понял, что это лучшее, что я читал у автора. Уже прошел почти год с момента прочтения, а я так до конца и не понял, как он так сделал, что мое мнение настолько диаметрально изменилось, особенно если учесть, что книжка небольшая и казалось бы я не мог бы успеть так радикально его изменить, однако же это произошло.
Подводя итог, могу сказать, что с Хемингуэем я однозначно еще не закончил, осталось только выбрать, с чего еще продолжить знакомство с ним...