Они серьёзней, чем поломка на заводе
Автовладельцы Приморья, ЕАО, Хабаровского края и других регионов ДФО вторую неделю сталкиваются с дефицитом бензина марок АИ-92 и АИ-95 на заправочных станциях. Помимо плановых ремонтно-профилактических работ на Хабаровском НПЗ, причиной нехватки топлива эксперты назвали несовершенство действующих в России макроэкономических моделей. Подробности в материале Vostok.Today.
«Причиной дефицита бензина на заправках Хабаровского края и его соседей стало отсутствие у региональных властей реальных инструментов влияния на топливную сферу», - такое мнение высказал кандидат экономических наук, председатель общественного совета при министерстве экономического развития Хабаровского края Олег Рензин.
Эксперт напомнил, что аналогичные сбои всего год назад наблюдались с сахаром и растительным маслом. Изъяны экономического механизма не позволяют предугадать в какой сфере возникнет дефицит того или иного продукта. То, что в этот раз дальневосточники столкнулись с отсутствием топлива на заправках – стечение обстоятельств. Это - такая #экономика.
Несмотря на то, что топливно-энергетический комплекс остаётся одной из самых «зарегулированных» на федеральном уровне отраслей, влиять на процесс у региональных властей нет полномочий. При этом спрашивать с бизнеса, основная задача которого по-прежнему производство и сбыт продукции, тоже нет резона.
Выход из ситуации экономисты видят в усилении роли региональных властей в вопросах экономического регулирования непосредственно на территориях субъектов РФ, а также поиске новых эффективных моделей управления российской экономикой, которая «перестала быть плановой, но так и не стала полноценной рыночной».
«Тут схлопнулся воедино целый комплекс факторов, которые относятся в первую очередь к управлению экономикой. Ситуация выявила не заметные ранее несовершенства действующих макроэкономических моделей. Рынок может и хотел бы отреагировать на ситуацию и выйти с предложением туда, где образовался повышенный спрос, но ввиду ценовых ограничений, участникам рынка это в данном случае просто невыгодно. Вот и получается, что мы попали ровно в этот зазор, где уже не план и еще не рынок», - считает Олег Рензин.
Нужно отдать должное руководству Хабаровского края, которое даже несмотря на отсутствие административных методов регулирования, смогло взять ситуацию на персональный контроль и наладить взаимодействие с собственниками завода, альтернативными поставщиками топлива и федеральными властями.
По словам Михаила Дегтярёва с первых дней остановки Хабаровского Нефтеперерабатывающего завода правительство края находилось в тесном контакте с «ННК» и Министерством энергетики РФ. В результате диалога с правительством страны удалось добиться выделения из Росрезерва дополнительных объёмов бензина.
По информации пресс-службы губернатора и Правительства Хабаровского края в ночь с 3 на 4 февраля со складов Росрезерва на нефтебазу ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" было выгружено 400 тонн бензина . Ещё 2 200 тонн АИ-92 , приобретенного компанией "Нефтегазхолдинг" на нефтеперерабатывающих заводах Сибири – в пути. Таким образом, #топливо в регион поступает.
Отметим, что даже с учётом возобновления работы Хабаровского НПЗ дефицит топлива ещё некоторое время сохранится на розничном рынке субъектов ДФО. Окончательно ситуация нормализуется лишь через 1-2 недели. На сегодняшний день ситуация глазами жителей региона выглядит примерно так: «Два с половиной утомительных часа в очереди и 15 литров бензина твои - жестокая реальность».
Читать статью на сайте Vostok.Today
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала