Когда к середине нулевых у меня назрел вопрос о переходе с компактного фотоаппарата (мыльницы) на зеркальный (пудреница – из-за, зеркала, если кто не в курсе), я, как человек обстоятельный, взял лист бумаги и расчертил его на две половины. На первой половине написал: «преимущества и недостатки зеркалок», на второй, соответственно – компактов. Когда вспомнив всё, что знал о фотоаппаратах, я излил это на бумагу и посмотрел на результат, то слегка «прибалдел»! Оказалось, что преимуществ «зеркалок» не так уж и много – на пальцах пересчитать можно! Причём, одной руки! Т.е. ровно – пять! Ещё одно «причём» - все они с «двойным дном», или «обратной стороной медали» из-за сопутствующих недостатков! Перечислить преимущества «компактов» места на листе не хватило! И всё же, как и все серьёзные фотографы, я выбрал «зеркалку». Всего пять преимуществ, даже отягощённых недостатками, хватило для уверенного выбора. И так, перечислю их ( вместе с недостатками, которые автоматически преимущества «компактов»):
1. Размер матрицы. Это самое важное и единственное принципиальное отличие. Не пиксельный размер – в этом компакты никогда зеркалкам не уступали, а просто физический размер, в миллиметрах. Даже не полнокадровые (24х36 мм. «фул-фрейм»), а сильно кропнутые (т.е.уменьшенные до четырёх раз) матрицы зеркалок имеют в разы большую площадь, чем самые большие матрицы компактов. Другими словами при одинаковом количестве, пиксели (вернее «сенсели» - от сенсорный элемент, но этот термин не прижился) в зеркалках в разы больше («жирнее»)), чем в компактах . Поэтому на них попадает больше света, в результате у них выше чувствительность, больше контраст, шире динамический диапазон (фотоширота), они меньше влияют друг на друга (т.н. «цифровой шум»), и т.д. Кроме того, на большой матрице можно более эффективно пользоваться специфическими художественными фотоприёмами, вроде размытия фона (боке). Всё это и определяет различие в качестве изображения, причём настолько, что выбор профессионалов становится очевидным и без других преимуществ зеркалок.
Недостатки большой матрицы: а) Цена! ((( б) размер и вес, и не столько камер – их научились делать предельно компактными, сколько объективов. Законы оптики объехать трудно, поэтому большой матрице – большой объектив!
2. Скорость. Во всём! Начиная с включения/выключения. Пока компакт придёт в рабочее состояние, в большинстве случаев из-за выдвижного объектива, проходит, по фотографическим меркам, вечность! А моторное зуммирование фокусных расстояний? Тот случай, когда ручное и удобнее, и точнее, и быстрее. А скорость серийной съёмки и ёмкость буфера памяти? И, пожалуй главный скоростной показатель, достойный отдельного пункта:
3. Фазовая фокусировка. Полупринципиальное отличие. Не вдаваясь в технические подробности, фазовая фокусировка осуществлённая в зеркальных камерах, значительно превосходит в скорости фокусировку по контрасту в компактных камерах. Хотя при хорошем освещении, например, в яркий солнечный день, фотограф-любитель разницу в скорости фокусировки может и не заметить. Но как только освещённость начинает снижаться, эта разница становится всё заметнее, и в сумерках достигать 1-2 сек. А для профессионалов, особенно репортёров, и особенно репортёров спортивных, скорость фокусировки важна критически.
Недостатки. а) фазовая фокусировка уступает фокусировке по контрасту в точности, т.к. элементы датчика фокусировки значительно крупнее элементов матрицы. б) количество точек фокусировки ограничено (хотя и может достигать десятков), и не покрывает всего поля кадра. При контрастной фокусировке точку съёмки можно назначить в любом месте матрицы. в) Вся эта конструкция требует претенциозной, микронной, точности в настройке. Малейший сдвиг фокусировочного блока приводит к потере фокуса (фронт/бэк-фокус).
Почему отличие «полупринципиальное»? Потому, что современные компакты научились резервировать часть датчиков на матрице, где и происходит контрастная фокусировка, для фазовой детекции сигнала. Получается такая гибридная система, фокусирующаяся и быстро и точно! )))
4. Системность. Отличие вовсе не принципиальное. Если спросите «крутого» фотографа какой камерой он фотографирует, то рискуете нарваться на насмешливый взгляд и снисходительный ответ: «Это лохи фотоаппаратом фотографируют! Профи - РАБОТАЮТ СИСТЕМОЙ!». ))) Что же такое «система»? Под «системой» понимают один или несколько фотоаппаратов одной фирмы и совместимые с ними (системные) аксессуары: прежде всего сменные объективы, потом вспышки, потом конвертеры, макрокольца, адаптеры, пульты ДУ и пр. Типичный набор «системы»: 2-3 фотоаппарата, разного возраста и класса, но одной фирмы; 5-15 объективов на все случаи съёмки, не обязательно той же фирмы, но обязательно с тем же байонетом (узел крепления объектива к фотоаппарату); 3-7 вспышек, так же не обязательно, но очень желательно, той же фирмы (согласованность с камерой у них, как правило, лучше чем у посторонних производителей); ну и прочее по желанию и возможностям.
Любителям не обязательно вкладываться в полноценную систему, но, как минимум, 1-2 объектива и внешняя вспышка просто обязательны, иначе, зачем вам зеркалка?
Почему к компактам не выпускают сменные объективы? А смысла большого нет. Маленькая матрица позволяет установить на фотоаппарат объектив одновременно достаточно светосильный и с широким диапазоном фокусных расстояний, да ещё и с возможностью макро съёмки! Потребности любителя перекрываются почти полностью. А так технических препятствий никаких нет, но я знаю только одну «мыльничную» систему со сменными объективами – « Pentax - Q ».
Недостатки системности: а) стоимость системы не ограничена (хочешь разорить человека – подари ему фотоаппарат – это именно о системности!). (((, б) чтобы поменять объектив приходится открывать доступ к внутренностям камеры, а матрица элемент наэлектризованный, пыль и мусор притягивает не хуже пылесоса! в) таскать на себе хотя бы часть системы – то ещё удовольствие!
5. Зеркальный видоискатель. Это сейчас не столько преимущество, сколько только отличие. Но когда я список составлял, ЭВИ вовсе не были такими многопиксельными и чёткими, да и задержка сигнала с матрицы реально ощущалась. Поэтому визирование через объектив, да ещё если настоящая пентапризма – это было круто!
С другой стороны: а) зеркалу для работы нужно пространство между задней линзой объектива и затвором, оно называется «рабочий отрезок» и сильно осложняет жизнь конструкторам оптики, особенно широкоугольной. б) блок подъёма зеркала высокоточный и высоконагруженный механизм, а значит дорогой и подвержен износу – попробуй попрыгать до десяти раз в секунду! в) и зеркало, и пентапризма – ещё один плюс к весу и габаритам камеры.
Вот и все преимущества зеркальных камер на тот момент. У компактных преимуществ было намного больше. Кроме тех, что вытекают как альтернатива недостатков зеркалок, самыми «вкусными», на мой взгляд, являлись: 1. Возможность видеосъёмки. 2. «живая» гистограмма и/или «зебра» - отслеживание пересветов при съёмке. 3. Поворотный дисплей – неоценимая вещь при съёмке «макро», скрытой и ракурсной съёмке – из положений «над головой» и «от плинтуса». Дальнейшее развитие фотоаппаратостроения пошло по пути заимствования зеркалками преимуществ компактных камер. Сначала они «научились» снимать видео, потом обзавелись поворотным дисплеем, а когда отказались от зеркала с пентапризмой, родился новый вид фотоаппаратов – беззеркальные камеры, или «гибриды». Но это уже «новые времена – новые песни»!
Если понравилась статья подписывайтесь, ставьте лайки. И не судите строго – это мой дебют!