Андрей Пометун – предприниматель с богатым послужным списком. В его деловом портфолио есть и конструктор скриптов, и интернет-магазины, и собственное консалтинговое агентство, и более 100 маркетинговых проектов в крупнейших международных компаниях. Сегодня он известен в первую очередь как бизнес-спикер, автор таких книг как «Цифровая трансформация бизнес-отношений» и «Маркетинг по любви» и основатель акселератора таргетированных продаж Selvery. Специально для «Всероссийского бизнес-клуба» Андрей Пометун рассказал о четырёх правилах своего успеха, универсальных для любого предпринимателя.
У каждого человека есть свои правила. Один не может нормально прожить день, если не выпьет чашку кофе с утра. Другой обязательно откладывает определённый процент заработанного на специальный инвестиционный счёт. Третий никогда не говорит «нет». Особенно часто правила устанавливают себе предприниматели. Кто-то не ведёт дел с людьми, скрывающими в соцсетях своё имя. Кто-то не ест мясо перед важной встречей. Третьи и вовсе верят в магию чисел или знаков. Предпринимательство в России, действительно, выглядит как особая религия, где несоблюдение персональных правил грозит убытками и исключением из клуба. И хотя большинство правил жизни у каждого свои, я уверен, что есть и универсальные правила успеха. Это правила, ставшие моими правилами жизни.
Правило 1: настойчивость
Представьте, что один человек набрался смелости, бросил нелюбимую работу и начал собственное дело. Скажем, открыл магазин. Но покупатели не знали о новой точке, не пришли к нему, и наш герой впал в уныние и обанкротился. Что не так с этой историей? У не получившегося предпринимателя не было настойчивости.
Настойчивость – основа всего. В этом я полностью согласен с идеей фильма «Основатель». Ты можешь продавать мультимиксеры, быть пианистом в джазовом ансамбле или агентом по продаже недвижимости, но без настойчивости утонешь в болоте собственного отчаяния и никогда больше не покинешь его. Любое поражение – это проверка способности подниматься. Любой пропущенный удар указывает на слабости в обороне. Неудача – всегда лишь временное состояние и без настойчивости ты никогда не найдёшь другие способы решения задач, не пойдёшь на риск, не ввяжешься в авантюры, которые смогут поднять тебя на вершины желаемого успеха.
Правило 2: активность
Может показаться, что активность – это синоним настойчивости, но это не так. Между этими терминами зияет огромная пропасть. Дело в том, что настойчивость – это способность добиться результата, а активность – это мера, повышающая возможность результата. Давайте поясню.
Если вы прочитаете интервью с основателями бизнеса, то найдете примерно одни и те же заявления о том, что:
- результат – это стечение обстоятельств;
- тогда сложилась рыночная ситуация;
- в то время нам повезло.
Предпринимательская активность позволяет избавляться от этого контекста и добиваться успеха вне зависимости от времени года, рыночной ситуации, международных отношений. Чем вы активнее, тем выше вероятность, что вы окажетесь в нужной ситуации.
Например, идея создать акселератор таргетированных продаж Selvery для продавцов из крупных компаний со множеством сегментов покупателей возникла у меня в 2017 году. Я мог бы бросить всё и уйти с головой в этот инновационный проект, стать пионером – и провалиться, несмотря на всю настойчивость. Потому что в 2017 году рынок ещё не был готов к ABS-платформам. Но идея пропитала меня, а потому я проявлял постоянную активность. Параллельно с другими делами я проверял состоятельность гипотезы о спросе на такую платформу и создавал собственную методологию ABS-продаж, основу для работы Selvery. В 2020 году проект был запущен и опять же, благодаря активности заполучил первых клиентов: Мегафон, ВТБ, МТС и других.
Правило 3: применение обучения
Едва ли найдётся бизнес-тренер или учебник, которые не говорили бы о важности обучения предпринимателей. «Ученье – свет», курсы, практики, интенсивы, MBA – в одном только Google запрос «обучение предпринимательству» выдаёт 31,5 миллиона результатов. Но в большинстве источников умалчивают об одном важном нюансе.
Любое обучение – это в лучшем случае работа на малых величинах, в худшем же – вообще теоретическая. Почему так много противников популярных тренингов для предпринимателей? Потому, что большинство тренингов не даёт практики: в них нет риска и нет собственного опыта.
Процесс непрерывного предпринимательского обучения необходимо строить из двух этапов. Первый этап – собственно, обучение. На этом этапе человек открыт любым знаниям, которые считает важными для своего дела. Он впитывает, интересуется, узнаёт, накапливает информацию.
Второй этап – применение. Этот этап наступает, когда человек считает количество информации приемлемым для начала каких-то определённых действий. Например, «изучить маркетинг» – неопределённое действие, а «решить бизнес-задачу с помощью маркетинговой кампании» – как раз подходящее из-за своей конкретики. Во время применения знаний человек закрывается для любой информации, он использует только то, что уже есть в его голове благодаря предыдущему этапу, становится экспертом в том, что он применяет. Но как бы много он ни узнал, всегда наступит тот момент, когда знаний не хватит. Тогда человек прекращает действовать, снова открывается новому – и выходит на новый виток цикла непрерывного обучения.
Теоретическое обучение – верный путь в диванные войска с присвоением звания почётного неудачника. Применение знаний – единственный путь к заслуженной экспертности.
Правило 4: позитивное мышление
Позитивное мышление может показаться банальным советом. Но важно понимать, что благодаря всё тем же диванным экспертам, это словосочетание сегодня теряет своё истинное значение, а молодые предприниматели отмахиваются от него, как от очевидного трюизма. Но позитивное мышление – это не розовые очки. Это не аутотренинг «Всё будет хорошо, ведь я самая обаятельная и привлекательная!».
Позитивное мышление – это смена парадигмы восприятия происходящего. Когда в жизни человека происходит неприятная неожиданность, он сжимает кулаки и кричит в небо: «Почему я?!». Действительно, почему? Почему что-то вообще происходит? А никто не знает. Человек ругает Вселенную, тратит свои силы на бесполезные действия, выясняя то, что выяснить невозможно.
При позитивном мышлении человек уже не спрашивает себя, почему именно с ним случилась неудача. С «почему я?» его парадигма меняется на «что я сейчас должен делать?». Вместо тщетных и бесполезных ругательств он начинает использовать сложившуюся ситуацию.
Скажем, прорвало трубу, затопило склад. Негативно мыслящий предприниматель начинает сокрушаться, ругать подчинённых, наказывать тех, кого считает виновными, считать убытки. Позитивно мыслящий предприниматель спрашивает себя, что теперь доложен сделать, какие ресурсы может и должен привлекать, куда обратиться, чтобы подобного не повторилось. Он не теряет времени на бессмысленные вопросы, ответы на которые ничего не дадут. Он нанимает юристов и судится с арендодателем, обыгрывает потом в соцсетях и объявляет «мокрые скидки» для того товара, который ещё можно продать, он нанимает профессионального завхоза, который способен уследить за старыми трубами. В общем, он превращает проблему в головоломку, решение которой несёт позитив в его бизнес, жизнь, взаимоотношения с другими людьми.
Не нужно думать, что всё будет хорошо. «Всё» по определению не может быть хорошим. А вот как относиться к досадным происшествиям, определяет всю дальнейшую жизнь.
Эти четыре правила не раз спасали мою карьеру, мою деловую жизнь. Я не претендую ни на их авторство, ни на их приоритет, ведь каждый вправе сам определять себе свод правил, по которым будет жить. Однако могу с уверенностью сказать, что они способны сделать жизнь любого предпринимателя продуктивнее и интереснее. А это ли не показатели успеха?