Памяти Рафаэля Даянова 1950 - 2021
18 января на 71-ом году ушел из жизни известный архитектор и уникальный человек Рафаэль Маратович Даянов.
Имя Рафаэля Даянова постоянно встречается там, где речь идет о воссоздании разрушенных храмов или восстановлении (реставрации) исторических объектов. Казалось, что архитектор обладал не только энциклопедическими познаниями в истории градостроительства, но и имел проектную документацию к большинству исторических строений Петербурга.
Впервые осуществленный проект его мастерской - «Архитектурное бюро «Литейная часть-91», я увидела в 2014 году. Это был павильон «Холодная баня» (Агатовые комнаты) в Царском Селе. Агатовые комнаты произвели сильное впечатление. Показалось, что они сохранились со времен Екатерины II без какого-либо вмешательства.
За реставрацию Агатовых комнат ГМЗ «Царское Село» был награжден премией «Европа Ностра». Эта премия присуждается за выдающиеся достижения в области сохранения культурного наследия.
Для ГМЗ «Павловск» архитектурное бюро Рафаэля Даянова сделало проект восстановления Музыкального вокзала. В 2018 году проект был представлен в Каннах, а затем все документы были переданы в музей Павловска.
Однажды пришлось побывать в роскошной гостинице Государственного Эрмитажа. Петербуржцы знают это здание, как бывший ДК «Пищевиков». В нем в 1961 г. зародился клуб авторской песни «Восток». На сцене дворца культуры выступали многие, ставшие легендарными, певцы. В постсоветское время здание пришло в упадок и находилось в аварийном состоянии. В 2007 году начался ремонт. Созданием гостиницы сегмента лакшери занималось «Архитектурное бюро «Литейная часть-91» во главе с Рафаэлем Даяновым.
Список работ мастерской очень велик, нет смысла их перечислять, они есть в интернете. Хочу только отметить, что все объекты, восстановленные, приспособленные или построенные заново Рафаэлем Даяновым, отличает бережное отношение к их истории и высокий профессионализм.
Лично встретиться с архитектором представилась возможность в декабре 2019 года, когда в ТАСС обсуждался вопрос о «Восстановлении исторического облика Санкт-Петербурга».
Рафаэль Маратович пришел на пресс-конференцию с портфелем документов.
Вопросов было три:
*возвращение памятника Александру III на площадь Восстания,
*последующее перенесение стелы «Городу-Герою Ленинграду» на площадь Мужества,
*возведение колокольни Смольного собора на территории Смольного монастыря.
Что касается первых двух вопросов, то здесь мнение специалистов сходится: надо возвращать шедевр Паоло Трубецкого на историческое место и переносить стелу на площадь Мужества, где она завершит ансамбль площади и архитектурно и смыслово.
С возведением колокольни Смольного собора все сложнее: у специалистов нет единого мнения. Идут «бои».
Хочу подробно остановиться на этом вопросе, т.к. в последние годы Рафаэль Маратович уделял возведению колокольни большое внимание и считал, что она будет лучшим украшением города. Получилось так, что он стал главным защитником и идеологом строительства колокольни Смольного собора и плотно занимался ею с 2007 года.
Историческая справка . «Я строю великолепный храм».
Идея возродить колокольню родилась в недрах Академии художеств, где хранится модель Смольного монастыря, по которой, по словам самого Растрелли, возводился этот ансамбль. До сих пор макет вызывает неизменный восторг у тех, кто его видит. Многие художники, архитекторы и искусствоведы считают этот ансамбль самым красивым в Петербурге даже в недостроенном виде.
Идея строительства Воскресенского монастыря, получившего название Смольного по смоляному двору на месте которого был возведен, принадлежит Елизавете Петровне. Императрица полагала, что передав престол наследнику, она удалится туда на склоне лет. Монастырь строился в соответствии со вкусами заказчицы и господствующим стилем барокко. Его фасады должны были быть обильно декорированы лепкой и позолотой. В первоначальном виде монастырь больше напоминал дворец и воплощал представление современников о Царствии Небесном.
Строительство началось в 1748 году, но в связи с грянувшей в 1756 году Семилетней войной, оно замедлилось из-за отсутствия денег в казне. Елизавета была полна решимости победить в войне даже ценой «продажи половины своих платьев»!
В результате она умерла в 1761 году не дождавшись окончания войны, а ее преемник на троне - Петр III, заключил мир с Пруссией и отдал все завоеванные территории, за что и поплатился головой.
Вступившая на престол Екатерина II, недолюбливала свою предшественницу и стиль барокко. Ей нравился классицизм. Екатерина отстранила от работ Растрелли, а из монастыря сделала институт для благородных девиц.
К этому времени колокольня была построена до второго яруса. Первоначально её высота, по задумке автора, составляла около 140 м, однако в процессе проектирования была увеличена до 168 м.
Напомню, что самой высокой колокольней в России является колокольня Петропавловского собора в Петербурге - 122,5 м. Долгое время она была и самым высоким зданием в городе.
В 1767 году строительство колокольни Смольного монастыря было приостановлено, а затем её и вовсе разобрали.
При проведении археологических раскопок был обнаружен фундамент колокольни, который полностью сохранился.
До наших дней дошли авторские чертежи Растрелли, хранящиеся в Варшаве.
Строительство монастыря было завершено при Николае I. В 1830-х гг. В.П. Стасов открыл вид на него, спроектировав зеленую «ротонду» и эспланаду между флигелями.
Наше время
За годы советской власти и особенно в постсоветский период большое число видовых панорам нашего города были "убиты" новой застройкой. Не остался в стороне и Смольный собор. Точку поставила серая громада ТСЖ «Шпалерная 60», закрывшая вид на собор со Шпалерной улицы. А ведь по замыслу Растрелли, собор создаёт необычную иллюзию размеров - обратную перспективу, т.е. по мере удаления он увеличивается и наоборот уменьшается при приближении.
Такую ситуацию могло бы исправить строительство колокольни.
Рафаэль Маратович считал, что этому месту необходим новый акцент и им может стать колокольня Смольного монастыря. Ее он в первую очередь рассматривал не как культовое сооружение, а как потрясающую видовую площадку, способную дать новую жизнь этому достаточно скучному району.
«Это уникальная доминанта в восточной части, которая сильно влияла бы на небесную линию города в сочетании с Петропавловским собором и Адмиралтейством в центральной части и Благовещенским собором в западной».
Основным доводом противников строительства колокольни является то, что она закроет собор:
«Такой объект в одних перспективах закроет собой Смольный собор, в других перехватит на себя всю доминирующую роль, унизив в этой роли собор». П.Никонов.
Но Петербург уже имеет объект, радикально исказивший исторический ландшафт городской панорамы, и перехвативший «доминирующую роль» - Лахта-Центр.
Опять же, до конца 20 века собор являлся высотной доминантой при взгляде и с правой и с левой стороны Невы. Теперь же, в окружении новостроек, он утратил эту роль. И, если Газпром приступит к застройке Охтинского мыса (как раз напротив монастыря), еще одна большая проблема для города и его защитников, собор и вовсе «потеряется».
К слову, понимая это Газпром, через «Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге», готов финансировать строительство колокольни.
«Архитектурное бюро «Литейная часть-91» сделало совмещение на котором видно, как колокольня впишется в городской пейзаж:
Рафаэль Маратович Даянов не дожил до решения вопроса с восстановлением колокольни Смольного монастыря, но и те проекты, которые удалось осуществить, будут служить ему вечной памятью.
Отпевали почетного реставратора и архитектора России, кавалера "Патриаршего знака храмостроителя" Рафаэля Маратовича Даянова в храме Рождества Христова на Песках, 6-я Советская ул., 19.
Эту церковь архитектор воссоздал с нуля. В прошлом году состоялось ее освещение. На видео, сделанном 26 января 2021 г., на девятый день упокоения Рафаэля Маратовича Даянова, можно увидеть внутренний вид храма и услышать рассказ протоиерея - Андрея Щербана, о том как работал Даянов:
https://youtu.be/Z8g9ly7lt_o
Символично то, что в 18 веке церковь строилась в центре исторического поселения служителей Конторы строения домов и садов. К служителям конторы относились художники (реставраторы), строители, архитекторы.
Картины для иконостаса писали художники братья Бельские. Они же создавали картины для Эрмитажной церкви и для Троицкого собора Александро-Невской Лавры. После разрушения церкви в 1934 году часть картин была передана в Русский музей.
Нужно понимать, что нашу позицию в любом вопросе формирует степень доверия к людям, от которых исходит информация. Рафаэль Даянов своими работами доказал, что его мнению можно доверять на сто процентов.
Хочу закончить пост цитатой Растрелли о Смольном монастыре. Перевод архивных документов, хранящихся в Варшаве, сделан пот заказу ГМЗ «Царское Село» и издан в 2000 году:
« Посреди просторного двора внутри монастыря я возвел великую церковь с куполом… капители, колонны и базы из чугунного литья… большая колокольня, коя будет построена при входе в монастырь, будет иметь 560 английских футов высоты. Нельзя не восхищаться великолепием сей постройки, коя снаружи и изнутри имеет дивную архитектуру».