Исследования в сфере социальной , политической, экономической жизни граждан с применение социологических опросов становится особо популярными. В каждом уголке интернета можно найти подобного рода запись, которая начинается со слов: «Социологический опрос показал, что…», но так вот, откуда все эти данные? Кто их считает? И кому они нужны?
Для начала нужно рассмотреть процесс создания опросов. Все начинается с того, что люди, проводящие опрос, определяют критерии для опрашиваемых людей (пол, возраст, сфера деятельности, семейное положение и т.п.), после чего определяется выборка (точное количество опрашиваемых людей, с точно определённым критериями). И самое интересное это интерпретация данных, где как раз и может крыться ошибка.
Для наглядность возьмём пример:
компания N провела исследование на тему «Сколько граждан доверяет действующему правительству в стране A». Мы знаем, что в государстве А живёт 100 млн. жителей (это генеральная совокупность, данные на которые и будет производится экстраполяция по анализу результатов выборочной совокупности), но выборочная совокупность, которая была сформирована для исследования, равняется только 1000 людей (да, такое действительно может быть, даже, напротив, выборка еще меньше может быть). В итоге мы получаем такие данные: в первом случае мы можем получить, что 1000 людей довольны властью, а значит, вывод должен быть таким, что «100млн. граждан довольны властью», или мы можем получить данные немного другие, где уже 700 людей довольны, а значит 70% от всей численности населения довольны властью. На первый взгляд может показаться, что второй вариант более реальный, но в этом и кроется проблема всех опросов, между 100% и 70% результатами присутствует равная вероятность – это называется эвристикой репрезентативности.
Понятное дело, что люди делающие опросы не допустят публикации таких странных данных, что якобы 100% довольны, а следовательно, результаты могу быть полностью взяты с неба или опросы могут проводиться то того момента, пока результаты не буду оптимальными.