Добрый день! Эта публикация продолжает цикл посвященный буддизму. В прошлый раз я рассказала о том, что думают буддисты о душе, и упомянула, что в начале нашей эры буддизм вышел за пределы Индии. Это распространение буддизма "вширь", привело к тому, что на философские идеи здесь наложились традиционные народные представления, в частности, о загробном мире.
Ад и рай в буддизме не являются местами постоянной загробной жизни, это все лишь очередное место для существования. Боги живут на небесах или на вершине мировой горы Меру, асуры – в пещерах Меру, люди и животные – на земле, преты – под землей, ад находится в глубине земли:
- мир богов
- мир асуров
- мир людей
- мир животных
- мир претов
- ад
Последующее рождение определяется прожитой жизнью, поэтому практически каждый из этих миров может быть и наказанием, и поощрением.
На буддистских иконах, изображающих колесо сансары, они располагаются по кругу, что и символизирует рождения, переходящие из одного в другое. В центре колеса расположены змея, петух и свинья – символы того, что вызывает неизбежное страдание: злоба, сладострастие и невежество.
Интересно, что наиболее пригодным для выхода в нирвану существованием является человеческое, так что даже боги, желающие уйти в нее, должны сначала родиться людьми в земном мире.
Загробный суд очень похож на судебное разбирательство в жизни. Все происходит в городской управе, в месте, похожем на канцелярию. Перед тем как вызвать душу для "дачи показаний", ей дают бумагу и кисть, чтобы она сама описала свою жизнь. Во время заседания присутствует секретарь, записывающий ход допроса. Умершего вызывает человек в темно-красной одежде, он спрашивает о совершенном при жизни и проверяет, правду ли скажет душа. Чистосердечность проверяется по отчетам, которые составляют представители загробного мира, постоянно находящиеся среди людей. Затем, по делам и по вере, определяется наказание для вновь прибывших.
Натурализм наказаний сближает их с теми, которые ранее встречались в древнеиндийских мифах. Например, умершего подцепляют на вилы и кидают в кипящий котел. Он сам может видеть, как его тело разваривается. Потом ветер сдувает останки на край котла и умерший становится таким, как и был сначала. Процедура повторяется множество раз.
Если адские мучения в буддизме схожи с аналогичными в других религиях, то рай имеет некоторые специфические черты, о которых я расскажу в следующей публикации.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать для чтения перейдя на Карту канала
Видео-версию истории о жизни и учении Будды Вы можете посмотреть на моем ютуб-канале:
На тему древней Индии на моем канале Вы можете почитать: " Краткая истории древней Индии. Варны: брахманы, кшатрии, вайшья и шудра ", " Ведическая религия ", " Веды - священные тексты древней Индии ", " Брахма - бог-творец ", " Яйцо Брахмы ", " Шива - бог-разрушитель ", " Ганеша - бог с головой слона ", " Локапалы - хранители сторон света ", " Вишну - хранитель и его аватары ", " Пахтание океана: как боги из молока масло взбили да сливки сняли ", " Как Парашурама убил всех кшатриев 21 раз ", " Девятая и десятая аватары бога Вишну ", " Яма - царь над мертвыми и его царство ", " Посмертная судьба человека в Индии ", " Легенда о царе Випашите "
Цикл "Рамаяна": " Десятиголовый царь всея мира ", " Царевич Рама - главный герой "Рамаяны ", " Почему Рама изгнал жену после спасения ее из плена "
Цикл "Махабхарата": " Рождение Кришны и что этому предшествовало ", " Махабхарата: родословная пандавов и кауравов ", " Почему жена царя рожала детей от богов ", " Одна супруга для пяти братьев ", " Проблемы многомужества в "Махабхарате ", " Как с шиком устроиться в изгнании: опыт пандавов ", " Песнь Господа" - "Бхагаватгита ", " Советы и обещания Кришны. Игра в "поддавки ", " Завершение битвы на поле Куру ", " Махабхарата": финал ".
Буддизм: "Рождение Будды", "Как Будда достиг просветления. 4 Благородные истины. Срединный путь", "Смерть Будды", "Буддизм - религия без бога. Типитака - священная книга", "Что думают о душе буддисты". Заходите.