Подушки безопасности - это оборудование автомобиля, о котором мы не думаем беспокоиться. Между тем от их правильного действия может зависеть наша жизнь!
Хотя мы обращаем внимание на количество подушек безопасности в нашей машине при покупке машины, мы полностью забываем о них во время эксплуатации. Это правильно? Срок службы подушек соответствует требованиям производителя? Требуют ли они периодической проверки? Как проверить наличие подушек безопасности в купленной подержанной машине? Какие афера используют автосалоны, чтобы скрыть факт неисправности или разборки подушки безопасности?
В статье ниже я постараюсь представить практические знания о популярных «подушках безопасности».
Воздушная подушка. Как все началось
История автомобильных подушек безопасности восходит к 1950-м годам, когда бывший техник-технолог Джон У. Хетрик запатентовал «систему автомобильных подушек безопасности». Интересно, что Джон был вдохновлен ранее пережитым дорожным происшествием. В Германии почти в то же время изобретатель Вальтер Линдерер патентует аналогичную систему. Идея работы запатентованных устройств была аналогична сегодняшней. В случае контакта автомобиля с препятствием сжатый воздух должен был заполнить мешок, защищая водителя от травм.
О патентах позаботились GM и Ford, но быстро выяснилось, что на пути создания эффективной системы было много технических проблем - слишком долго заполнять подушку сжатым воздухом, система обнаружения столкновений была несовершенной. , а материал, из которого была сделана подушка, мог нанести дополнительный вред здоровью.
Только в 1960-х годах Аллен Брид усовершенствовал систему, сделав ее электромеханической. Брид добавляет в систему эффективный датчик столкновения, пиротехнический наполнитель и использует более тонкий мешок подушки с клапанами для снижения давления после взрыва газогенератора. Первым автомобилем, проданным с этой системой, был Oldsmobile Tornado 1973 года выпуска. Mercedes W126 1980 года был первым автомобилем, предлагавшим в качестве опции ремень безопасности и подушку безопасности. Со временем подушки безопасности стали популярными. Производители начали их массово использовать. К 1992 году только Mercedes установило около миллиона подушек безопасности.
Воздушная подушка. Как это устроено?
Как я упоминал в исторической части, система состоит из трех элементов: системы активации (датчик удара, датчик ускорения и цифровая микропроцессорная система), газогенератора (включает воспламенитель и твердое топливо) и гибкого контейнера (настоящая подушка из нейлон-хлопка или ткани, пропитанной полиамидом). неопреновый каучук). Примерно через 10 миллисекунд после дорожно-транспортного происшествия микропроцессорная система активации посылает сигнал на газогенератор, который начинает надувать подушку безопасности. Спустя 40 миллисекунд после происшествия подушка безопасности заполнена и готова уловить стремительное тело водителя.
Воздушная подушка. Системная жизнь
Принимая во внимание старость многих автомобилей, оснащенных рассматриваемой системой, стоит задуматься, может ли какой-либо из компонентов отказаться подчиняться. Сумка подушки со временем вздувается, система активации ломается, как и любая другая электронная часть автомобиля, а может быть, газогенератор имеет определенную прочность?
Сам контейнер, подушка-мешок, изготовлен из очень прочных синтетических материалов (часто с примесью хлопка), долговечность которых, как установлено, во много раз выше, чем у самого автомобиля. Так что насчет самой системы активации и газогенератора? Заводы, занимающиеся разборкой автомобилей, чаще всего также занимаются утилизацией подушек безопасности. Утилизация основана на контролируемой активации подушки.
В неформальных обсуждениях ставки признают, что старые подушки эффективны почти на 100%. Он не «поджигает» лишь нескольких человек из сотни, чаще всего в автомобилях с легким доступом к влаге. Я слышал то же самое в сервисе, специализирующемся на замене систем безопасности автомобилей. Если автомобиль эксплуатировался в штатном режиме, т.е. не был залит водой или не был должным образом отремонтирован, срок службы подушек безопасности не ограничен по времени.
Что по этому поводу говорят официальные СТО и автосалоны? Инженеры обычно указывали срок службы подушек безопасности от 10 до 15 лет, часто прикрепляя таблички с именами на кузове, чтобы указать, когда подушки безопасности были заменены. Когда производители поняли, что подушки имеют гораздо большую долговечность, они отказались от этих положений. По мнению независимых экспертов, в автомобилях с указанными выше рекомендациями такая замена может не производиться.
Существует также другое и довольно маргинальное мнение о том, что отмена обязательной замены подушек безопасности является чисто маркетинговым мероприятием. Производитель не хочет пугать потенциального клиента возможными эксплуатационными расходами на замену дорогостоящих компонентов, поэтому, как и в случае с маслами с длительным сроком службы, отменяет необходимость замены, зная, что через десять лет ответственность за неисправную подушку безопасности будет только быть иллюзорным. Однако это не подтверждается переработанными, даже очень старыми подушками безопасности, эффективность которых начинается почти со 100%.
Подушка безопасности . Что после "выстрела" подушки?
Что делать, если во время ДТП сработает подушка безопасности? Сколько стоит замена компонентов? К сожалению, профессиональный ремонт стоит недешево. Механик должен заменить мешок с газогенератором, заменить или регенерировать все части приборной панели, поврежденные во время взрыва, а также заменить ремни безопасности на преднатяжители. Нельзя забыть заменить контроллер, а иногда и блок питания подушки безопасности. В ASO стоимость замены фронтальных подушек может достигать 20-30 тысяч злотых. В частной профессиональной мастерской аналогичный ремонт оценят в несколько тысяч злотых.
Из-за высокой стоимости ремонта в Польше существуют «ремонтные мастерские», которые занимаются мошенничеством, заключающимся в установке фиктивных подушек безопасности (часто в виде свернутых газет) и мошенничестве с электроникой, чтобы избавиться от нежелательных для мошенников предупреждений о неисправностях системы. . Самый простой способ имитировать исправную работу лампы подушки безопасности - подключить к ней питание лампы АБС, давление масла или зарядку аккумулятора.
После такой процедуры контрольная лампа подушки безопасности гаснет через мгновение после включения зажигания, сигнализируя о ложной правильной работе системы. Эту аферу довольно легко обнаружить, подключив автомобиль к диагностическому компьютеру в авторизованном сервисном центре. К сожалению, мошенники используют и более изощренные методы. В одном из мастерских по замене подушек безопасности в Варшаве я узнал, что система, контролирующая работу и наличие подушек безопасности, в основном заключается в контроле сопротивления цепи.
Мошенники, вставляя резистор соответствующего номинала, обманывают систему, так что даже диагностический компьютерный контроль не проверит наличие манекена. По словам специалиста, единственный надежный метод проверки - это демонтировать приборную панель и физически проверить систему. Процедура не из дешевых, поэтому владелец растения признался, что покупатели выбирают ее очень редко. Таким образом, единственная разумная проверка - это оценка безаварийности, общего состояния автомобиля и, возможно, надежный источник покупки автомобиля. Отрадно, что, согласно информации, полученной на крупнейшей станции разборки автомобилей в Варшаве, по статистике, все меньше и меньше машин, попадающих на свалку, имеют фиктивные подушки безопасности. Таким образом, похоже, что масштабы этой опасной практики постепенно начинают уменьшаться.
Воздушная подушка. Резюме
Подводя итог, по мнению большинства экспертов, у подушек безопасности нет определенного срока годности, поэтому даже самые старые, при условии, что автомобиль эксплуатировался в нормальных условиях, должны эффективно защищать нас в случае столкновения. При покупке подержанного автомобиля стоит помимо оценки его безаварийной работы провести компьютерную диагностику, чтобы снизить вероятность покупки машины с фиктивной подушкой безопасности.