Найти в Дзене
Елена Полтавская

Паустовский и Солотча

Паустовский и Солотча
К.Г. Паустовский
Первая жена писателя Паустовского Екатерина Загорская-Паустовская была уроженкой рязанских мест. В письме от 1 августа 1930 года писатель Паустовский пишет ей из Москвы в Рязань: «Теперь насчёт отпуска... Я бы с радостью провёл отпуск где-нибудь в Солотче, на воде, в лесах, ловил бы рыбу и очень бы отдохнул». «Мещерская тайга» — так называют эти леса —

Паустовский и Солотча

К.Г. Паустовский
К.Г. Паустовский

Первая жена писателя Паустовского Екатерина Загорская-Паустовская была уроженкой рязанских мест. В письме от 1 августа 1930 года писатель Паустовский пишет ей из Москвы в Рязань: «Теперь насчёт отпуска... Я бы с радостью провёл отпуск где-нибудь в Солотче, на воде, в лесах, ловил бы рыбу и очень бы отдохнул». «Мещерская тайга» — так называют эти леса — покорила писателя своей заповедностью и мощью.

Первый раз в творчестве Паустовского Мещера появилась в 1931 году. В апрельском номере журнала «Наши достижения» был опубликован очерк «Прощание с летом». В этом очерке он пишет о невероятной тишине и отрешенности этого края.

Впоследствии в повести «Мещёрская сторона» К.Г Паустовский описал свой первый приезд: «Впервые я попал в Мещёрский край с севера, из Владимира. За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времён Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: „мерин“».

Попав в Мещёру однажды, Константин Георгиевич с удивительным постоянством возвращался сюда на протяжении более двух десятилетий.

"Банька", где сначала жил писатель в Солотче
"Банька", где сначала жил писатель в Солотче

Писатель поселился в Солотче, его привлек дом гравера Пожалостина ( 1837—1909) — но дочери художника Екатерина и Александра не сразу приняли Константина Георгиевича. Сначала место новому дачнику выделили в «баньке», маленьком домике внутри сада. Вскоре он переселился в главный дом .

Екатерина Ивановна Попова (Пожалостина) — старшая дочь художника, прообраз героини рассказа «Телеграмма».

Известная актриса Марлен Дитрих очень любила читать. И однажды ей попался рассказ «Телеграмма» в английском переводе. «Он произвел на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть».  В 1964 году Марлен Дитрих приехала с концертами в Советский Союз. В аэропорту на вопрос журналистов, с кем бы ей хотелось встретиться, она ответила, что с писателем Паустовским. На концерте в Центральном доме литераторов на сцену поднялся Паустовский. «Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени» , — написала позже Дитрих.

Марлен Дитрих и Константин Паустовский
Марлен Дитрих и Константин Паустовский

Екатерина Ивановна с матерью и младшей сестрой Александрой Ивановной прожила в Солотче почти безвыездно до конца жизни, скончалась в 1940 году.

В апреле 1943 года младшая дочь Пожалостина Александра Ивановна, владелица мемориального дома и всей усадьбы, продала дом Фраерману и Паустовскому. Вадим Паустовский вспоминает: «В мае 1943 года мы с отцом увиделись в Москве — оба почти одновременно вернулись из эвакуации. Через два месяца встретились уже в Солотче (я приехал туда на летние каникулы). Война наложила отпечаток и на Солотчу, которую я не видел несколько лет. В лугах было пустынно. На месте некоторых знакомых деревьев зияли воронки от авиабомб».

13 июля 1950 г. в Солотче у Паустовского и его третьей жены Татьяны Алексеевны родился сын Алеша.

-4

За годы пребывания в Солотче были написаны повести и рассказы: «Медные доски» «Судьба Шарля Лонсевиля», «Ленька с Малого озера», «Австралиец со станции Пилево», «Вторая родина», «Семья Зуевых», «Исаак Левитан» , «Мещерская сторона», «Стекольный мастер» , «Старый челн», книгу рассказов «Жильцы старого дома», «Летние дни», пьесу «Поручик Лермонтов», роман «Дым Отечества и др.

Последние годы жизни Паустовского были связаны уже с Тарусой. В Солотче жила семья Фраерманов, а Константин Георгиевич побывал там за пару лет до смерти.