Найти в Дзене

Танцуют все! Часть пятая

Ресторан – всегда притягательный объект для кинематографистов. Необычные интерьеры, форма обслуживающего персонала, костюмы и платья посетителей, накрытые столы, танцы… Танцы в ресторане – яркое, эффектное, почти магическое зрелище. «Влюблённые», 1969 год, режиссёр Эльёр Ишмухамедов. Главный герой Родион (Родион Нахапетов) узнаёт, что у девушки, которую он любит, есть другой человек. Для Тани (Анастасии Вертинской) Родион – просто друг и ни на что большее рассчитывать не может. История вечная, которая разыгрывается на древней земле под палящим солнцем, неизвестно какой по счёту раз. Сильному мужчине нужно выпить, чтобы сбросить груз разочарования и обиды. Родион в ресторане пьёт в одиночестве, а затем замечает за столиком напротив по-детски радостную девушку и приглашает её танцевать. Музыканты играют Little Men – композицию американского дуэта Сонни и Шер. Лидер хит-парадов того времени впервые прозвучал в СССР с киноэкрана. Рок-лезгинка. Так назвали зрители этот отчаянный, полны
Оглавление
Кадр из фильма "Афоня"
Кадр из фильма "Афоня"

Ресторан – всегда притягательный объект для кинематографистов. Необычные интерьеры, форма обслуживающего персонала, костюмы и платья посетителей, накрытые столы, танцы…

Танцы в ресторане – яркое, эффектное, почти магическое зрелище.

«Влюблённые», 1969 год, режиссёр Эльёр Ишмухамедов.

Кадр из  фильма  "Влюблённые"
Кадр из фильма "Влюблённые"

Главный герой Родион (Родион Нахапетов) узнаёт, что у девушки, которую он любит, есть другой человек. Для Тани (Анастасии Вертинской) Родион – просто друг и ни на что большее рассчитывать не может. История вечная, которая разыгрывается на древней земле под палящим солнцем, неизвестно какой по счёту раз.

Сильному мужчине нужно выпить, чтобы сбросить груз разочарования и обиды.

Родион в ресторане пьёт в одиночестве, а затем замечает за столиком напротив по-детски радостную девушку и приглашает её танцевать. Музыканты играют Little Men – композицию американского дуэта Сонни и Шер. Лидер хит-парадов того времени впервые прозвучал в СССР с киноэкрана.

Кадр из  фильма  "Влюблённые"
Кадр из фильма "Влюблённые"

Рок-лезгинка. Так назвали зрители этот отчаянный, полный надрыва танец, где каждое движение – преодоление внутренней боли. Родион заводит сам себя: «Танцы – моя страсть», заводит музыкантов: «Ну, давай, дяденька, дуй».

Кадр из  фильма  "Влюблённые"
Кадр из фильма "Влюблённые"

На него смотрят, его поддерживают – и вот уже вся площадка рядом с музыкантами заполнена людьми. «Жги, жги!» - повторяет Родион, но нет в этом призыве ни ухарства, ни отчаяния, скорее, автоматизм. Народ продолжает плясать, а Родион тихо, почти незаметно двигаясь в танце, покидает ресторан. Сцена в духе прозы раннего Василия Аксёнова.

«Мы создавали особый, светоносный мир, - говорит режиссёр. - Но не потому, что хотели кому-то угодить, а потому, что так чувствовали и воспринимали жизнь. <...> Нам хотелось сказать и показать, что, несмотря на все превратности и потери жизни, в мире по-прежнему есть солнце, нежность, любовь, дружба, чувство локтя и чувство долга, людское братство».

«Афоня», 1975 год, режиссёр Георгий Данелия.

Кадр из фильма "Афоня"
Кадр из фильма "Афоня"

Афоня (Леонид Куравлёв) и его приятель-собутыльник Федул (Борислав Брондуков) гуляют в ресторане. Повод не радостный: Афоню из слесаря четвёртого разряда перевели в разнорабочие. Облом и в личной жизни: Елена Прекрасная, которой Афоня бесплатно устанавливал сантехнику, оказалась замужней дамой.

В умат пьяный Афоня танцует под аккомпанемент женского ансамбля. «Милый чё, да милый чё навалился на плечо…» - «Ещё разок, мамаша…» Присядка, руки вверх – очень похоже на танец Родиона из фильма «Влюблённые». Разница, пожалуй, лишь в количестве промилле у того и другого героев, если бы обоих направить на экспертизу.

Кадр из фильма "Афоня"
Кадр из фильма "Афоня"

Федул, тоже изрядно гашенный, слушает песню и механически что-то жуёт. В образе алкаша Брондуков был настолько убедителен, что когда он вышел из ресторана покурить, а затем заходил обратно, у него на пути встал швейцар и не хотел пропускать. Положение спасло только появление помощника режиссёра.

Сцену снимали ночью в одном из московских ресторанов. Название женского ансамбля, сыгравшего в этом эпизоде, вспомнить никто не может. Известно лишь имя солистки – Чулпан Валишина.

«Родня», 1981 год, режиссёр Никита Михалков.

Кадр из фильма "Родня"
Кадр из фильма "Родня"

Семейная история на фоне брежневской эпохи, которая сегодня кажется золотым, а не застойным временем. Тёща Мария Васильевна (Нонна Мордюкова) пытается объясниться с зятем Станиславом (Юрием Богатырёвым), оставившим жену и ребёнка. Преследуя зятя, она приходит в ресторан. Рядом гуляет свадьба.

Кадр из фильма "Родня"
Кадр из фильма "Родня"

Тёща публично просит прощения, а затем зовёт Станислава танцевать. Начавшись как ритмическая гимнастика, танец постепенно принимает экстатический характер, так что Мария Васильевна даже пугается. «Танцевать, тёща!» - рычит зять.

Этот танец чуть не стал для Мордюковой последним. Одна из репетиций закончилась сердечным приступом.

Кадр из фильма "Родня"
Кадр из фильма "Родня"

Танец ставил хореограф Геннадий Абрамов. Он же был хореографом в фильме Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Сцену снимали в официально ещё не открытом ресторане гостиницы «Днепропетровск». Поэтому обслуживающий персонал играла съёмочная группа. В роли официантов выступили Никита Михалков и художник фильма Александр Адабашьян.