Бывает такое: хорошо написанная работа, проработанные детали, вроде бы красивый мотив, а чего-то не хватает. Нет изюминки, смыслового центра или интриги. Скучно и без эмоционально. Такие невыразительные работы бывают у всех художников: начинающих и вполне опытных.
Когда мы были студентами, наш педагог по живописи и композиции Рудольф Николаевич Баранов часто повторял, что скучной будет любая работа, если в ней не определено время и место. Он требовал, чтобы художник был максимально конкретным и точным, когда пишет свою работу или этюд. Необходимо чтобы зритель не гадал что же перед ним изображено.
Если перед нами пейзаж, то мы должны понимать, что он написан в России, а не в какой-то другой стране мира. Должно читаться время на картине, особенно если это написано в реалистической манере. Ведь пейзаж в начале 20 века сильно отличается от пейзажа в конце, а тем более он будет другим в сегодняшние дни. Каждое место земного шара уникально, и художник должен уметь видеть эту уникальность.
Наш педагог требовал:
1. В этюде или картине даже если нет фигур, должно угадываться присутствие человека или его деятельности. Домики на заднем плане, околица или знаки на дороге, лодки на воде или следы от самолета в небе. Наша среда обитаема, и работа интереснее, если художник это покажет.
2. Современность этюда. Необходимо обозначить время, которое изображает художник на картине. Уловить и показать характерные черты времени. Старые деревеньки, приметы военного времени, современные конструкции и здания – это сделает картину точнее и объективнее.
3. Настроение работы. Не может быть просто красивой картинки, должно присутствовать настроение, эмоциональная окрашенность работы. Тогда зритель погружается в атмосферу картины, начинает сопереживать эмоциям, который заложил в нее художник.
Так на одном уроке Рудольф Николаевич Баранов продемонстрировал, как за несколько минут преобразить работу. Он немного дописал студенческий невыразительный этюд, внес акцент на присутствие человека и время, и работа зазвучала совсем иначе. Это был этюд с кусочком леса, дороги и поля.
Наш педагог дописал несколько дорожных знаков на дороге, и уходящую фигурку вдалеке. И сразу появился сюжет. Стало понятно, что перед нами остановка автобуса на проселочной дороге. Прошел автобус и привез из города нарядную девушку в красном платье, которая пошла через поля домой в деревеньку.
Девушка была решена в несколько мазков, чуть подробнее были прописаны знаки, а работа стала гораздо интереснее. Ее захотелось рассматривать, додумывая сюжет.
Я и сейчас пользуюсь советами нашего педагога по живописи. Так немного случайный этюд с синим трактором, который я написала на пленере, преобразился и сразу нашел покупателя, как только я его оживила.
Дописала группу овечек, пристально смотрящих на зрителя, пасущихся ярких курочек и тюки сена. Стал читаться сюжет: трактор привез сено животным. Милый, немного с юмором этюд. Так совершенно скучная и проигрышная работа стала живой и эмоциональной.
Надеюсь, моя статья будет вам полезна. Буду рада, ответить вам на ваши вопросы.