«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» (Лк. 6: 37);
Многие ли из нас задумываются о серьёзности греха осуждения? Осуждение ближних – один из самых распространенных грехов среди современного общества. Мы любим обсуждать друзей, знакомых, коллег по работе, а где обсуждение, там и осуждение. Часто собираясь в компаниях люди любят рассказывать про своих соседей, коллег по работе, обсуждать их жизнь, поступки, обсуждать их недостатки, промахи и т.д. И если даже не осуждаем на словах, то в мыслях, видя недостатки, грехи ближних, осуждаем их, не говоря уже о врагах или тех людей, с которыми у нас были конфликты. Как же справиться с этим грехом в себе и перестать осуждать ближних?
Для того, чтобы справиться с осуждением, как и с другими грехами, нужна внимательность к себе, нужно следить за своими словами и мыслями, иметь Страх Божий, который удерживает от греха, зная, что Господь Вездесущий и Всезнающий. «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.» (Псалом 15: 8). Для начала не осуждайте хотя бы на словах. Лучше вообще больше молчать, как советуют святые отцы, не говорить лишнего, ибо по Слову Господа «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.» (Мф. 12: 36-37). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.» (Иак. 3: 2-10).
Осуждение происходит от гордости. Когда человек горд, он не видит своих грехов, но зато видит все грехи другого человека. «Или, как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучок из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.» (Лк. 6: 42). Осуждение происходит от диавола. Человек гордый и осуждающий ближних далек от Бога, ибо «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.» (1-Петра 5: 5). Для того чтобы не осуждать ближних, нужно помнить о своих грехах, смотреть внутрь себя. Святые отцы не осуждали никого, но почитали себя самыми большими грешниками, видя в себе множество грехов и ведя непрестанную борьбу с ними. Апостол Павел говорит: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый». (1-е Тим. 1: 15). Благодать Божия открывала им множество их грехов, в Его Свете, так как Он Свят, а человек по природе грешен. Они не могли никого осуждать, так как знали, что человек, согрешающий всего лишь обманут бесами и является жертвой духов злобы поднебесной и также вели борьбу с падшими духами и своими страстями «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.» (Еф. 6: 12). Грехов других людей они не видели, так как были заняты борьбой со своими грехами, но всех почитали лучше себя. По учению святых отцов, все что у нас есть хорошего от Бога, а все – плохое от врага. Как можем осуждать ближнего, а себя превозносить, если знаем, что мы имеем добродетели, не свои, а от Бога. «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1-Кор. 4: 7).
Как можем осуждать ближнего, если сами не без греха. В Евангелие описывается такой эпизод: «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.» (Ин. 8: 3-11).
Господь не осудил эту женщину, взятую в прелюбодеянии, зато осудили её книжники и фарисеи. Но они увидели грех и осудили даже Единого Безгрешного Иисуса Христа, Сына Божия. Человек не может судить о другом человеке, так как Господь, потому что он не видит его сердце, не знает всех обстоятельств его жизни, не знает в каких условиях он воспитывался, а видит очень узко и может сделать неправильные выводы. Как можем осуждать ближних, когда Господь возможно оправдал их. Ведь они могут покаяться перед Богом, и Он простит их, а мы осуждаем. Мы всегда хотим казаться хорошими перед людьми, ведем себя прилично в обществе и осуждаем людей, которые открыто совершают какой-то грех. Но если бы Господь не удерживал человека, у которого «жизнь удалась» от греха, то может быть он пал бы ещё ниже того грешника, которого он осуждает. Человек осуждающий ближнего самоутверждается в глазах другого, чтобы показаться хорошим на фоне того, кото он осуждает. Перед людьми может он и хорош, но если задуматься о том, что Бог, Ангелы, Святые видят наши мысли и тайные грехи, которые никто не видит, то этим мы уподобляемся фарисеям, которые внешне были благочестивы, а внутри по Слову Господа подобны «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты» (Мф. 23: 27 ). Как в притче про фарисея и мытаря: «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Лк. 18: 10-14). Внешне фарисей казался людям более благочестивым, но Бог видел его сердце, полное гордости, тогда, как сердце мытаря было чище перед Господом.
Можем ли мы судить о ком-то видя только «поверхность»? «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силён Бог восставить его.» (Рим 14: 3-4). Человек осуждающий ближнего в каком-либо грехе, может впасть в тот же самый грех, если Господь попустит это для его вразумления. «Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие своё, которое сделал.» (Иез. 18: 26). «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые». (Еф. 5: 15). «Смотри, чадо мое, не осуждай ни одну душу, потому что осуждающему ближнего Бог попускает падение, чтобы он научился сочувствовать своему немощному брату». Архимандрит Ефрем (Мораитис).
Надо помнить, что каждый человек является образом Божием, каким бы он ни был, в каком бы грехе не пребывал, и может покаяться, и измениться. «И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрёт.» (Иез. 18: 27-28). Таких примеров много. Поэтому осуждать не одного человека нельзя, так как он образ Божий. Ин суд человеческий, ин Суд Божий. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.» (Исаия 55: 8-9). Здесь в этом мире человек возможно не пользуется уважением общества, но в Очах Божиих, он возможно чище вас. Господь любит всех и желает всем спасения и дает шансы на спасение всем, даже, как нам кажется уже погибшим. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? и если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.» (Мф. 10: 14).
Кто осуждает ближних, тот сам может быть подвергнут строгому Суду Божию по Слову Господа: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» (Мф. 7: 1-2). Например, в сказке «Принцесса-гусятница», в которой повествуется о двух девушках принцессе Ауринье и Лизе которая воспитывалась с ней, а потом предала ее, заставив обменяться с ней ролями описывается такой эпизод. (Лиза сопровождала Ауринью к принцу, которому она была обручена, но она сама захотела быть королевой и заставила Ауринью обменяться ролями. Сначала принц и король не догадывались не о чём, но потом обман раскрылся). Лиза обвинила Ауринью в попытке убийства. Король же спросил Лизу, какому суду она желает подвергнуть Ауринью, на что Лиза вынесла строгий приговор. Но после появлении матери Ауриньи обман Лизы окончательно раскрылся, и король сказал, что она вынесла приговор сама себе).
Если же не будете осуждать ближних, то и Господь вас не осудит.
«Жил в некоем монастыре нерадивый монах: он часто опаздывал к службе, огорчал этим братьев и вынуждал гневаться игумена. Иноки роптали и даже просили настоятеля изгнать его. И вот этот монах заболел, болезнь усиливалась, и он уже приближался к смерти. Огорчены были братья, что погибнет душа несчастного. Собрались они у одра его, чтобы облегчить предсмертные страдания своей молитвой, но что же видят они? Этот монах умирал смертью праведника. Лицо его выражало спокойствие и радость. Когда он немного очнулся, братия спросили:
— Какое утешение получил ты от Бога? С кем ты беседовал, как с близкими родными своими?
И умирающий, собрав последние силы, отвечал:
— Братья, вы знаете, что я жил недостойно, и вот я увидел, как демоны окружили мой одр, в руках их была хартия — лист, сверху донизу исписанный моими грехами. Они приблизились ко мне, Ангел же хранитель мой стоял вдалеке и плакал. И вдруг я услышал голос с неба: «Не судите, да не судимы будете! Этот монах не осудил никого, и Я прощаю его!» — и тотчас хартия в руках демонов загорелась, и они с воплями исчезли. Подошёл ко мне Ангел и приветствовал меня, и я говорил с ним. Братья, — продолжал он, — после принятия монашества я не осудил ни одного человека! Братья, — сказал он ещё, — вы осуждали меня и осуждали справедливо, а я, грешный, не судил никого.» Христианская притча.
Не нужно заметив какой-то грех ближнего рассказывать об этом знакомым, соседям и другим людям, но лучше покрывать грехи людей, а иначе вы поступите как Хам. А если будете покрывать грехи ближних своих, то и ваши грехи покроет Господь. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своём. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему.» (Быт. 9: 20-26). «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф. 7: 12).
Не стоит ассоциировать человека с его грехом, так как это действие падших духов на душу человека. Осуждайте грех в человеке, но не осуждайте человека. Обличать же человека в каком-либо грехе нужно только с любовью к самому человеку, согрешающему и искренним желанием помочь, а не осудить. «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов.» (Иак. 5: 19-20). Например пророк Нафан обличил Давида, и тем самым привел его к покаянию. «И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришёл к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришёл к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришёл к нему, а взял овечку бедняка и приготовил её для человека, который пришёл к нему. Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты – тот человек». (2-Царств 12: 1-7).
Что нам до грехов других людей, когда отвечать мы будем за свои? Воспоминание о предстоящем Страшном Суде поможет справиться с грехом осуждения. «Каждый от своих дел или прославится, или постыдится». «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его.» (Рим. 2: 1-6). А потому будем молиться: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков». Ефрем Сирин.