Сериал от Netflix “Ход Королевы” наделал шума. Масса людей ринулась покупать шахматные доски и узнавать, как играется «Сицилианская защита». Сразу же обозначу позицию: большинство зрителей, очарованные сериалом, просто не замечают, что тот является искусной пропагандой, а вот чего и почему, сейчас разберем.
В данный момент я не намерен искать какие-то изъяны в фильме. На самом деле, то как он придуман и снят, это высший пилотаж. То есть, отвечая на вопрос «Как?», сделано потрясающе. Нам же сейчас важней вопрос «Что?». Какие именно идеи вложили создатели в свой сериал, и почему виртуозность их манипулирования поражает.
Если идти по канве, то ответить, почему сериал так цепляет несложно. Мы имеем классическую схему с персонажем «андердогом», то есть неудачником, который вопреки всему прорывается наверх. Главный конфликт героини — внутренний — исходящий из комплекса Электры. (Смотри Фрейда).
Многим нашим зрителям сериал хорошо зашел, поскольку те впервые увидели пиетет в адрес советских людей. Мы же привыкли, что американцы в своих фильмах чихвостят СССР на все лады. Русскому человеку не очень-то приятно видеть, как его историю похабят, а тут невиданное дело — американское кино прославляет советских шахматистов. Ну-ну.
Нужно принять за аксиому: американцы никогда не будут отдавать дань уважения чему-то русскому. СССР у них должен напрямую ассоциироваться с тюрьмой народов, да и Россия, как преемник тоже.
В риторике «хозяев мира» ничего не изменилось, но стал другим подход. За океаном давно смекнули, что прямая пропаганда в конечном итоге вызывает мощное отторжение. Помните, как советские люди реагировали на пропаганду КПСС в конце 80-х? Ее высмеивали, над ней глумились. В США применяли более искусные методы, где главным локомотивом агитпропа был кинематограф. Правда, вскоре и их фильмы с карикатурным Советским Союзом перестали работать.
Тут, кстати, стоит обратить внимание, что современное российское кино тоже столкнулось с подобной проблемой. Я, думаю, вы не удивлены, что наши нынешние киноделы не меньше американских стремятся дискредитировать СССР. Если кто еще не в курсе, российских народ в большей своей массе, часто не замечая сам, лево ориентирован. То есть он до сих пор уверен, что власть должна заботиться о людях, а не об элите, а все богатства в виде народного достояния следует забрать у олигархов и сделать общественными. Все это — левая повестка и, конечно же, она обусловлена нашим советским прошлым. Наши власти как только не изгалялись, чтобы выбить из русского народа все эти социалистические настроения. Наснимали фильмов и сериалов про «тюрьму народов» столько, что стоит у горла. Русские люди, наблюдая, как перевирают их историю, воротят нос. Что нужно делать нашим киноделам? А им нужно обратить внимание на американцев и сериал «Ход королевы». Тут мы наблюдаем более тонкий подход.
Если вам нужно что-то внушить человеку, то нужно знать, что слова работают в разы хуже, чем образы. В нашем сознании закрепляются именно картинки и вот их важно правильно вложить в мозг, обойдя все защитные барьеры.
Реверанс в сторону советских шахматистов — это как раз обход тех самых барьеров. Нас погладили, ублажили национальную гордость.
Однако советские шахматисты, как и сами шахматы, далеко не самое главное в сериале. В первую очередь в нем идет насаждение, так называемой, «новой этики». Опять же, если кто не знает, в американском кинематографе сейчас внедряются определенные тренды. Про требования премии «Оскар» иметь в фильме нужное количество негров и ЛГБТ-шников, думаю, все наслышаны. Также одним из главных трендов стала демонстрация в кино образа женщины-победительницы. Если вы посмотрите большую часть популярных голливудских фильмов прошлых лет, то заметите, что образ хорошего героя отдается именно женщине. Мужчины же наоборот представляются слабыми и вторичными по сравнению с главными героинями.
Вы не подумайте, что я сейчас как-то выступаю против женщин. Я их люблю и все такое. Сейчас просто идет констатация факта. Не будем рассуждать в рамках этой статьи, почему столь сильно навязывается образ «женщины-победительницы», а то никаких букв не хватит. Посмотрим лучше, как это сделано в сериале.
Во-первых, мы имеем главную героиню, которая бьется в шахматах именно с мужчинами. Она их «кладет на лопатки», и ее лихость подкупает.
Во-вторых, важно увидеть в каких случаях у героини случаются промахи. Их причина внутри персонажа. Наличие комплекса, связанного с бессознательным поиском отца, вызывает срывы и злоупотребления разными веществами. И каждый раз нам дается понять, кто виноват в наличии этого комплекса? Ну, конечно же, мужчина. Образ неудачника, первый из которых сначала предает родную мать, а второй приемную, преследует зрителя на протяжении всего фильма. Тот же образ подкрепляется уборщиком, которые научил главную героиню играть в шахматы. Опять же мы видим унылый персонаж, неспособный проявить в адрес героини отцовские чувства, но мечтающий это сделать. Именно поэтому Элизабет плачет в машине после того, как находит стену в подвале, которую уборщик заклеил заметками о карьере не принятой «дочери».
Кроме того, мы видим не менее жалкого персонажа шахматиста Белтика. Вроде он как хочет помочь главной героине, но на деле зависит от нее как от авторитета. Тот же лучший шахматист Америки Уоттс одиноко живет в каком-то подвале, как и вышеупомянутый уборщик, в то время, как Элизабет пребывает в светлых «королевских» хоромах.
Финальное событие — это улыбка советского гроссмейстера Боргова, после того, как его обыграла Бет. И вот тут мы уже подходим к тем самым тонким, виртуозным моментам современной пропаганды.
Весь фильм мы наблюдали Боргова с каменным лицом. Оно похоже на маску, что должно свидетельствовать о внутренних оковах. Причины тому сразу становятся ясными с приездом героини в СССР. В кадре заметно меняется основной цвет интерьеров и внешняя атмосфера.
Шахматный поединок проходит в помещении, похожем на бункер. Лица шахматистов подсвечены так, будто те сидят на допросе. Обратите внимание на ликование толпы, когда Элизабет выходит на улицу. Вдали виднеется нарисованный кремль с нависшими свинцовыми тучами. Массовка же, изображая советских людей, тянет к главной героине руки, как к мессии.
И образы вкладываются в мозг очень конкретные. Вот светлый образ женщины — представительницы нового миропорядка — которая попадает в суровый, холодный мир мрачнейшего Советского Союза. Шахматы в нем — это та редкая отдушина, где умнейшие люди способны хоть как-то реализовать свой потенциал. И понятно, что им то надо бы приложить ум, чтобы исправить этот «ужасный советский мир». Но на это нет даже надежды. Ведь на дворе еще только конец 60-х. Стены «тюрьмы народов» крепки, как никогда. Не так ли?
Да, так-так. И юная девушка-вундеркинд из Америки дарит надежду советским шахматистам, как образу нашей тогдашней элиты. Поэтому Боргов впервые улыбается и обнимает Элизабет. Он рад, что ее "прекрасный мир" творческого индивидуализма победил его "систему" коллективной деспотии. А что потом? А потом надо дать надежду простому народу. И тут мы уже имеем основное событие фильма. Главная героиня выходит на улицы серой Москвы. Она в белом одеянии. Ну понятно, луч света в темном царстве. И вот сидят забитые советские любители шахмат на улице. Они видят Элизабет, и их лица озаряются. Это посланник из мира света, предвестник прекрасных перемен. Сейчас она сядет за доску и научит простых людей выигрывать вопреки системе. Ее игра, как матрица, по алгоритмам которой перекроится мир к лучшему.
Все эти образы мощными штампами впечатываются в подкорку головного мозга. И никто нам не говорит с экрана, что Советский Союз это плохо. Мы просто получаем идею в виде сильнейших образов...
А еще мы не задумываемся, что получаем вранье чистой воды. Не было никогда такого Советского Союза. Не было этих жалких мужичков, осенью играющих на улицах Москвы. Я сам еще помню уличных игроков шахмат. Это были очень задорные люди, азартные, увлеченные, а не то, что нам показали.
Ни Ботвинник, ни Спасский, ни Таль не спешили расшаркиваться перед американскими шахматными «вундеркиндами». И главная героиня никакой не Роберт Фишер в юбке. Тут множество новоиспеченных любителей шахмат побежали искать прототипа главной героини. Ну так вот. Нет его. Успокойтесь. Не было никогда никакой Элизабет и даже рядом не стояло. Не было никогда мира, показанного в сериале. Есть только изумительная манипуляция современных киноделов от Netflix . И надо отдать им должное, они большие мастера.