Кинолента «Еще по одной» стала победителем Европейской кинопремии, которая вручается в Берлине. Фильм также получил награду за лучшую режиссуру и сценарий, а Миккельсен - за главную мужскую роль, хотя работа каждого из актеров заслуживает наибольших похвал.
Четверо школьных учителей, кризис среднего возраста, ностальгия за молодыми годами и побольше депрессии - вот любимый коктейль Томаса Винтерберга . Эта картина раскрывает двойственность алко-культуры и отказывается от конкретной позиции. В мире, где «за все хорошее и против всего плохого», важно дать волю своим абсурдным выходкам. И датский режиссер умело это воспроизводит: дрейфует между двумя берегами и остается при этом «на воде».
Мартин, Томми, Николай и Питер учителя в провинциальной датской школе. Они люди взрослые и уже устали от рутины - даже на юбилее Николая, преподавателя психологии, разговор как-то не клеится. Чтобы расшевелить друзей, тот рассказывает им теорию норвежского ученого Скердеруда: мол, человеческому организму не хватает каких-то 0,5 промилле - пары бокалов вина - чтобы нормально функционировать. Конечно, на все логические предостережения, учителя вооружаются записными книжками, алкотестерами и литрами выпивки.
Каждый из героев имеет свои проблемы, которые в начале быстро решаются алкоголем. Мартин - персонаж Миккельсен, потерял связь с детьми из своего класса, ибо его считают скучным. Только после пары глотков водки он наконец может заинтересовать детей, рассказав, что Хемингуэй и Черчилль были еще теми алкоголиками, а вот Гитлер - тот был трезвенником. Туда же идут и встроенные кадры подвыпивших «высших мира сего» политиков, хихикает на камеру, танцуют и поздравляют с новым годом (людям, пожалуй, трудно поверить, но это действительно нормальная дикция от Брежнева). Все четверо прекрасно понимают, что потерянные годы уже не вернуть, но с детским задором в глазах повышают норму алкоголя в крови. Все для того, чтобы вернуть острые эмоции в повседневную жизнь.
Фильм остроумно показывает, что алкоголь - вещь хоть и губительна, но культуротворческая, социально обусловлена . И в Дании, кстати, из всех стран Скандинавии, культура питья развита лучше - там алкоголь дешевле и отношение к нему проще.
Выпивка по-разному влияет на компанию учителей: Томми (физрук) и Питер (учитель музыки) благодаря алкоголя нашли себе подопечных-школьников, в головы которых вложили всю свою любовь и глупость. Они являются продолжением арки этих персонажей. А вот Мартин и Николай уже имеют собственных детей, хотя и уделяют им гораздо меньше внимания, чем их друзья - школьникам. В общем, четверо друзей - четыре классические сценарии пьянства: выпивание за компанию, преодоление психологических барьеров, питья от скуки и суицид.
Быть учителем - это, прежде всего, быть среди детей. Статус обязывает к серьезной образцовости людей, которые еще «вчера» были этими самыми безоговорочными детьми, устраивают алко-марафоны, носясь вокруг озера, пока не начнут блевать вместе. Фильм наполнен метафорами бега по кругу и имитации движения. Начало и конец - одна и та же сцена, но разные взгляды на ситуацию. Кинокартина показывает и изменение вектора творчества Винтерберга - от бунтарского прошлого осталось только похмелье и ностальгия.
Это вообще классическая тема скандинавского кино - побег от скуки и идиллии, породила целый пласт мрачного житейского кино. Ведь экономика там сильная, и люди как счастливы: но рефлексировать всегда по поводу чего - не зря такие фильмы отличаются сложностью и закрученым сюжетом. Бергман дал этому направлении развитие, а «Догма-95» вывела скандинавскую меланхолию на новый уровень. «Еще по одной» же умело скрывает это, маскируясь под обычное драмеди с простым посылом. Так, посыл может и простой, а интрига предсказуема, но кинокартина насыщенная личной трагедией режиссера, печалью и неотвратимостью судьбы, стремлением жить в моменте, зная, что за углом смерть. В то же время, СМИ быстро растиражировали фильм как «красивый», «элегантный» и «ой, посмотрите как сидит костюмчик на Миккельсен». Этого, в конце концов, автор и ожидал.
Это не совсем о том бегство от реальности, изображает, например, Эдгар Райт в своем «Конце света». И даже не о Олдоса Хаксли, который от скуки и «чисто научного интереса» решает проверить на себе действие мескалина. Это бегство от правильной взрослой жизни принципам детской иррациональности, которая решает краткосрочные проблемы, хотя и губительна на длинной дистанции. Эпиграф к этому «уроку» не зря отдали датскому философу Кьеркегора: тот знал вещь или два о неизбежности розовых мечтаний. Поэтому фильм и горчит привкусом скорого похмелья - оно вот-вот придет и испортит всем вечеринку, но пока ... пока еще можно, танцуем.