Если почитать латвийские СМИ, то во всем виновата Россия. Это касается и резкого уменьшения товарооборота через морские порты. Как отметила одна рижская газета, Россия устроила похороны "Латвийской железной дороге". По-латышски это предприятие называется Latvijas Dzelzceļš.
На обломках Прибалтийской ЖД
Сегодня Latvijas Dzelzceļš - это уже государственное акционерное общество, которое после развала СССР было сформировано в начале 90-х годов прошлого века на базе латвийской части Прибалтийской железной дороги.
Стоит сказать, что в Прибалтике железнодорожное сообщение появилось ещё во времена Российской империи, когда Латвия, Литва и Эстония были частью огромной страны. Первые рельсы были проложены из Пыталово в Динабург.
Эта линия входила в состав Петербурго-Варшавской железной дороги. Она была построена благодаря указу императора Николай Первого. Потом рельсы соединили Динабург (ныне это Даугавпилс) и Ригу. Протяженность этого участка составила 232,5 километров.
Второе дыхание
Во времена Российской империи Прибалтика стремительно развивалась. А после Великой Отечественной войны, когда Латвия, Литва и Эстония присоединились к СССР, железнодорожное сообщение обрело второе дыхание.
Если взять ещё XIX век, то получается, что железная дорога в Прибалтике играет роль моста между Востоком и Западом на протяжении уже даже не десятилетий, а столетий. Казалось бы, нужно только радоваться, что Россия перевозит грузы через данный регион.
Однако не секрет, что у власти в Риге, Вильнюсе и Таллине находятся крайне радикальные политики, которые резко отрицательно настроены по отношению к Москве. Естественно, России не нравится такой подход. А в итоге грузопоток постепенно всё сильнее уменьшается.
Рекордные убытки
В конце 2020 года госкомпания Latvijas Dzelzceļš сообщила о рекордных убытках за минувшие 9 месяцев. Товарооборот сократился аж на 45 процентов. Это порядка 14,5 миллионов тонн. А вместе с другими расходами убытки составили более 52 процентов.
Казалось бы, нужно бить в колокола. Однако министры в Риге явно не беспокоятся. Да и зачем? Ведь Latvijas Dzelzceļš - это же не их компания, а государственная. В прошлом году Латвия, набрав в очередной раз кредитов, снова влила в убыточную "Железку" немалые деньги.
Так, в основной капитал "Латвийской железной дороге" было внесено 32 миллиона евро. А 53 миллиона евро было выделено на реконструкцию железнодорожных станций и пр. Кажется, никого особо не волнует, что расходы намного превышают прибыль.
Живут в долг
И хотя государственная "Латвийская железная дорога" живёт в долг, местные СМИ патриотично в один голос написали, что "России рано хоронить LDz". Мол, в планах - покупка современных пассажирских составов, прочие новшества.
А вот наделавшая столько шума продажа рельсов на металлолом вовсе не связана с какими-любо трудностями LDz. Просто компания решила избавиться от ненужного металла. В общем, всё хорошо, прекрасная Маркиза. Хотя ясно, что это мина при плохой игре...
Ясно, что прошлогодний спад у LDz был просто катастрофическим. А за 9 месяцев предыдущего, 2019 года, по сравнение с тем же периодом 2018 года перевозки упали на 12,4 процентов. То есть падение явно затяжное. И конца-краю ему не видать.
Во всём виновата Россия
Тем не менее вывод делается стандартный: мол, во всем виновата Россия, которой, как заявила одна газета, "удалось практически полностью уничтожить Латвийскую железную дорогу". Получается, что вины самой Латвии тут вовсе нет. А вот "Москва поступает совершенно бесстыдно".
Почему бесстыдно? Да потому, что "не хочет отправлять свои грузы через Латвию". С другой стороны, почему бы Риге не отправить в Москву делегацию, чтобы обсудить проблему? Разве нельзя договориться, чтобы количество грузов не уменьшилось, а увеличивалось?
Наверное, всё же можно. Раньше ведь грузопоток из года в год только рос. Получается, Латвия сама себя высекла. Очевидно, что сегодня Россия попросту перестала обращать на Прибалтику внимания. Не хотите с нами дружить, торговать, ну и ладно...
Перспективы явно не самые радужные
Судя по всему, перспективы для той же Латвии не самые радужные. Хотя если ей на Западе дают всё новые и новые банковские кредиты, то беспокоиться нечего. Можно ещё какое-то время продержаться у руля. Ну а после нас хоть потоп, как говорится.
Конечно, очень жаль, что так бездарно проедается и разбазаривается наследство, которая досталось ещё с царских времен. Причём это касается не только железной дороги. Во времена Российской империи в Прибалтике было построено немало заводов и фабрик.
Они пережили и послереволюционные годы, и довоенный период. А в советское время, как и "Железка", тоже получили второе дыхание. Если бы не развал СССР, то предприятия наверняка бы процветали и выпускали продукцию, которой все мы бы очень гордились. Как когда-то...
Читайте другие материалы автора:
В мире абсурда: Рига закупает электрички
Скоро в Латвии по-латышски будут говорить только русские
Развеиваем мифы: почему прибалты не уезжают в Россию
«Рига стала непривычно пустынной...» - сетует гид Людмила Ванага
Есть идея: куда переселить русских Прибалтики
Заграничные латыши поучают своих соотечественников
Развеиваем мифы: Россия и Прибалтика - кто кого не любит