Найти тему

Кто на самом деле хоронит "Латвийскую железную дорогу"

Оглавление

Если почитать латвийские СМИ, то во всем виновата Россия. Это касается и резкого уменьшения товарооборота через морские порты. Как отметила одна рижская газета, Россия устроила похороны "Латвийской железной дороге". По-латышски это предприятие называется Latvijas Dzelzceļš.

На Рижском центральном вокзале. Фото автора
На Рижском центральном вокзале. Фото автора

На обломках Прибалтийской ЖД

Сегодня Latvijas Dzelzceļš - это уже государственное акционерное общество, которое после развала СССР было сформировано в начале 90-х годов прошлого века на базе латвийской части Прибалтийской железной дороги.

Стоит сказать, что в Прибалтике железнодорожное сообщение появилось ещё во времена Российской империи, когда Латвия, Литва и Эстония были частью огромной страны. Первые рельсы были проложены из Пыталово в Динабург.

Эта линия входила в состав Петербурго-Варшавской железной дороги. Она была построена благодаря указу императора Николай Первого. Потом рельсы соединили Динабург (ныне это Даугавпилс) и Ригу. Протяженность этого участка составила 232,5 километров.

Второе дыхание

Во времена Российской империи Прибалтика стремительно развивалась. А после Великой Отечественной войны, когда Латвия, Литва и Эстония присоединились к СССР, железнодорожное сообщение обрело второе дыхание.

Если взять ещё XIX век, то получается, что железная дорога в Прибалтике играет роль моста между Востоком и Западом на протяжении уже даже не десятилетий, а столетий. Казалось бы, нужно только радоваться, что Россия перевозит грузы через данный регион.

Однако не секрет, что у власти в Риге, Вильнюсе и Таллине находятся крайне радикальные политики, которые резко отрицательно настроены по отношению к Москве. Естественно, России не нравится такой подход. А в итоге грузопоток постепенно всё сильнее уменьшается.

Увы, сейчас поезда не ходят. Фото автора
Увы, сейчас поезда не ходят. Фото автора

Рекордные убытки

В конце 2020 года госкомпания Latvijas Dzelzceļš сообщила о рекордных убытках за минувшие 9 месяцев. Товарооборот сократился аж на 45 процентов. Это порядка 14,5 миллионов тонн. А вместе с другими расходами убытки составили более 52 процентов.

Казалось бы, нужно бить в колокола. Однако министры в Риге явно не беспокоятся. Да и зачем? Ведь Latvijas Dzelzceļš - это же не их компания, а государственная. В прошлом году Латвия, набрав в очередной раз кредитов, снова влила в убыточную "Железку" немалые деньги.

Так, в основной капитал "Латвийской железной дороге" было внесено 32 миллиона евро. А 53 миллиона евро было выделено на реконструкцию железнодорожных станций и пр. Кажется, никого особо не волнует, что расходы намного превышают прибыль.

Живут в долг

И хотя государственная "Латвийская железная дорога" живёт в долг, местные СМИ патриотично в один голос написали, что "России рано хоронить LDz". Мол, в планах - покупка современных пассажирских составов, прочие новшества.

А вот наделавшая столько шума продажа рельсов на металлолом вовсе не связана с какими-любо трудностями LDz. Просто компания решила избавиться от ненужного металла. В общем, всё хорошо, прекрасная Маркиза. Хотя ясно, что это мина при плохой игре...

Ясно, что прошлогодний спад у LDz был просто катастрофическим. А за 9 месяцев предыдущего, 2019 года, по сравнение с тем же периодом 2018 года перевозки упали на 12,4 процентов. То есть падение явно затяжное. И конца-краю ему не видать.

Сегодня не до шампанского. Фото автора
Сегодня не до шампанского. Фото автора

Во всём виновата Россия

Тем не менее вывод делается стандартный: мол, во всем виновата Россия, которой, как заявила одна газета, "удалось практически полностью уничтожить Латвийскую железную дорогу". Получается, что вины самой Латвии тут вовсе нет. А вот "Москва поступает совершенно бесстыдно".

Почему бесстыдно? Да потому, что "не хочет отправлять свои грузы через Латвию". С другой стороны, почему бы Риге не отправить в Москву делегацию, чтобы обсудить проблему? Разве нельзя договориться, чтобы количество грузов не уменьшилось, а увеличивалось?

Наверное, всё же можно. Раньше ведь грузопоток из года в год только рос. Получается, Латвия сама себя высекла. Очевидно, что сегодня Россия попросту перестала обращать на Прибалтику внимания. Не хотите с нами дружить, торговать, ну и ладно...

Перспективы явно не самые радужные

Судя по всему, перспективы для той же Латвии не самые радужные. Хотя если ей на Западе дают всё новые и новые банковские кредиты, то беспокоиться нечего. Можно ещё какое-то время продержаться у руля. Ну а после нас хоть потоп, как говорится.

Конечно, очень жаль, что так бездарно проедается и разбазаривается наследство, которая досталось ещё с царских времен. Причём это касается не только железной дороги. Во времена Российской империи в Прибалтике было построено немало заводов и фабрик.

Они пережили и послереволюционные годы, и довоенный период. А в советское время, как и "Железка", тоже получили второе дыхание. Если бы не развал СССР, то предприятия наверняка бы процветали и выпускали продукцию, которой все мы бы очень гордились. Как когда-то...

Читайте другие материалы автора:

В мире абсурда: Рига закупает электрички

Скоро в Латвии по-латышски будут говорить только русские

Как латыши живут в России

Развеиваем мифы: почему прибалты не уезжают в Россию

«Рига стала непривычно пустынной...» - сетует гид Людмила Ванага

Есть идея: куда переселить русских Прибалтики

Заграничные латыши поучают своих соотечественников

Развеиваем мифы: Россия и Прибалтика - кто кого не любит

Давайте дружить! Ставьте лайки и подписывайтесь! Читайте другие материалы на канале "Статьи Дмитрия Марта"!