Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.
Рисование играет большую роль в нашем когнитивном развитии. Оно может помочь нам научиться писать и мыслить творчески, развивать координацию рук и глаз, оттачивать аналитические навыки и осмыслять идеи.
Но рисунки редко используются в качестве учебного пособия в школах. Как правило, большинство учителей средней школы не обучены визуальному образованию.
Рисование - это не то, что должно быть ограничено уроками рисования, это навык, который может сыграть роль во многих различных предметных областях в школьном образовании, а затем и на рабочем месте.
Для старшеклассников рисование может быть включено в обучение разными способами, включая визуальное отображение, рефлексивное мышление, организацию и представление информации, а также способ общения, позволяющий преодолеть языковые барьеры.
Но переход из начальной в среднюю школу часто вызывает неуверенность в способности рисовать. Это означает, что учащиеся могут неохотно использовать рисование как способ систематизации своих мыслей.
Вот почему рисование так важно и почему детей нужно обучать этому навыку в школе.
Как дети учатся рисовать
Рисунки - это внешние представления вашего мышления - в детстве вы часто рисовали.
Когда люди говорят, что не умеют рисовать, на самом деле они имеют в виду, что не могут нарисовать что-то в точности так, как оно выглядит. Но, как и любому навыку, рисованию нужно обучать.
Принято считать, что рисование состоит из шести этапов. К ним относятся:
Стадия писанины (2-4 года):
Дети проходят через процесс понимания того, что их физические действия могут определять то, какие отметки они оставляют. Первоначально это случайная каракуля (кинестетическая активность), но затем она становится более контролируемой.
Предсхематический этап (4-7 лет):
Дети начинают использовать формы и символы, чтобы исследовать отношения и свое окружение.
Схематический этап (7-9 лет):
Дети развивают «схему» или последовательный способ изображения объекта, человека или окружающей среды. Эти изображения обычно демонстрируют их знание чего-либо.
Реалистичный этап (9-12 лет):
Дети начинают сосредотачиваться на деталях и реалистичности своих рисунков. Они осознают своих сверстников и уровень детализации своих рисунков.
Псевдонатуралистический этап (12-14 лет):
Дети начинают сосредотачиваться на конечном продукте, на том, хорошо ли выглядит изображение и нравятся ли им сверстники и родители. Они начинают понимать трехмерное пространство в своих рисунках. Ученики часто могут быть недовольны результатом.
Кризис подросткового возраста/художественного решения (14-17 лет):
В подростковом возрасте необходимо принять сознательное решение продолжать рисовать и заниматься визуальным мышлением. Создаваемые изображения становятся очень индивидуализированными.
Как рисование помогает мыслить творчески
Рисунок используется во многих областях, таких как медицина, чтобы научить навыкам наблюдения в диагностике, в антропологии как метод ведения полевых заметок, в науке для документирования экспериментов и процессов, в дизайне для концептуализации идей, в архитектуре для построения карты и пространственного размещения зданий, и в технологии для разработки прототипов.
Фрэнсис Уэллс, британский кардиохирург, делает рисунки, чтобы наметить схему своей операции, вплоть до рисования кровью пациента во время операции.
Наброски - идеальный инструмент для мозгового штурма и быстрого генерирования идей или быстрой записи полевых заметок.
Визуальное отображение - это способ выявления проблем и создания связей. Вам не нужно рисовать что-то в точности так, как есть.
Изучение простых методов визуальной организации, таких как синектика, техника связного мышления, теория гештальта, психология осмысленного восприятия, техника композиции, психология цвета, то, как мы используем цвет, чтобы привлечь зрителя, и принципы дизайна могут помогать учащимся систематизировать и использовать информацию в учебной программе.
Университет Ньюкасла имеет давнюю программу иллюстрации естествознания, которая демонстрирует сотрудничество между наукой и иллюстрацией для визуализации явлений в мире природы. Учащиеся используют рисунки и иллюстрации для передачи результатов в таких областях, как медицина, таксономия и археология.
Рисование и инновации
Компания в Сиднее, Meld Studios, почти полностью специализируется на сервисном дизайне и недавно изменила дизайн услуг Государственной библиотеки Виктории.
Они используют рисунки, чтобы изучить, как люди взаимодействуют с библиотекой, чтобы удовлетворить потребности нового поколения. Они визуально отображают рисунки и заметки о различных взаимодействиях людей с библиотекой на большой стене судебной экспертизы, чтобы лучше обозначить системы обслуживания и взаимодействия с пользователем.
Ключевой способ творческого рисования - научиться воплощать мысли и идеи в реальные и осязаемые вещи. Поэтому наша система образования должна разработать новые учебные программы развития детского творчества. Да, еще, рисование дает возможность расслабиться и снять стрессы. Так что, дорогие наши читатели, рисуйте, даже, если у вас нет таланта в этой области. Поделитесь с нами своим опытом рисования. Ждем ваших комментариев.