Найти тему
Рашит Фатхрахманов

Судьбоносный удар

Моим собеседником был фермер, начавший свое дело еще в советское время. Ему пришлось не щадя себя пройти через дебри преград, поставленных бюрократией. Тема общеизвестна: проблемы сегодняшнего сельского бизнеса. Разговор получился интересным, но принял неожиданный поворот.

«Я же был детским хирургом. Хирургии учился у именитого хирурга Рокицкого (Михаил Рафаилович Рокицкий — заведующий кафедрой детской хирургии Казанского медуниверситета в 1969 — 1999 годах), — невзначай сказал собеседник. Вернее, очень немного осталось ему стать детским хирургом. В самом конце пятого курса ректор подписал приказ об отчислении из вуза секретаря комсомольского бюро факультета. К тому же Равил (так звали фермера) был гордостью вуза. Дважды абсолютный чемпион Казани по самбо, дважды чемпион Татарстана, капитан сборной республики, бронзовый призер чемпионатов России и СССР. Рос без отца, воспитывался в интернате, спортом начал заниматься только в вузе и добился головокружительных успехов. В медицинском его репутация росла быстрыми темпами. Проректор по административно-хозяйственной работе принял его на работу комендантом общежития. Была назначена довольно хорошая заработная плата для конца шестидесятых годов — 82 рубля. Вместе со стипендией 28 рублей тогда это было внушительной суммой. Однако голова у него не закружилась: учился на отлично, работал засучив рукава, завоевал победы за команду МВД «Динамо» в чемпионатах СССР. Перед тем как стать кандидатом в мастера спорта он подписал обязательство никогда не драться, не под каким предлогом никого не ударить. Однако наша жизнь похожа на путь автомобилиста на большой трассе: если даже ты будешь соблюдать все правила, один случайный пьяница, едущий навстречу, может разбить вдребезги твою судьбу. С Равилем случилось точно так.

Непьющий, не курящий спортсмен в день рождения любимой девушки пригласил ее и двух ее подруг в ресторан. Они мирно праздновали день рождения. Вдруг один пьяный человек начал приставать к любимой Равиля. И Равиль, и девушки старались вести себя спокойно, сдержанно. Однако когда приставание вышло за все рамки, девушка придиру послала на три буквы и получила пощечину. Равилю пришлось встать между ними. Кутила не знал, что перед ним чемпион по самбо, ему тоже добавил. «Вот тогда я не выдержал, потерял самообладание и взмахнув только один раз ударил», — говорит собеседник. Результатом этого удара забулдыге (позже стало известно, что он - милиционер) был сломан челюсть в двух местах, раздробился и кисть руки у Равиля. Самбиста сразу же арестовали, посадили в следственный изолятор. «Три дня сидел, три дня девушки стояли у отделения милиции. Свидетелями привели официантов из ресторана, тот пьяный мент к ним тоже приставал», — рассказывает собеседник. Главный тренер общества «Динамо» очень старался для спасения спортсмена. Справедливость восторжествовала, гордость вуза и республики был реабилитирован. Однако дело дошло до ректора. Тогдашний проректор по хозяйственной части Дмитрий Ефимович Орел сам заступился за парня перед ректором, декан факультета Валитов Сулейман Ахмат-Сафич тоже встал стеной в его защиту. Но ректор Ханиф Сабирович Хамитов был принципиально неумолим. Со словами: «Доктор должен не калечить, доктор должен лечить», — настоял на своем. Равилу пришлось забрать документы, прощаться с перспективой стать знаменитым детским хирургом возвращаться в родное село. Уговоры проректора пока остаться комендантом общежития, обещания декана восстановить его в учебе не подействовали на него. Велика была обида на ректора. И ныне в его голосе чувствуется горечь: «Не было же у меня ни капли вины. Тот кутила же сам приставал. Если бы был виновен посадили бы же меня. Зная все это, Ханиф Сабирович отчислил из вуза». Досада не только в душе осталась. Обидевшись на весь мир и потеряв голову, до этого никогда не касавшийся рюмки Равиль три года пил беспробудно.

Осенью того года декан факультета Сулейман Ахмат-Сафич сам приехал в село за ним, умолял его вернуться в Казань: «Ты же талантливый кадр. Возвратись, восстановим». Бывший студент был неумолим, со словами: «Спасибо за то, что приехали. Я любил хирургию, стать врачом — было моей мечтой. Однако все уже рухнуло», — отказал своему учителю. Не хотел войти в одну и ту же реку дважды.

Его впереди ждали другие перипетии судьбы. Это уже другие истории.