Будёновку можно смело назвать одним из самых оригинальных и занимательных головных уборов в отечественные военные истории прошлого столетия. Кроме того она была очень популярна не только у армейцев, но и у бойких мальчишек любящих играть войнушку. При этом интересными в будёновке являются не только распространение, но история происхождения этого необычного головного убора и даже хронология выбора его название, ведь первоначально он должен был называться иначе.
История знаменитого головного убора формально началась 7 мая 1918 года, когда народным комиссариатом по военным делам РСФСР был объявлен конкурс для художников, который предусматривал разработку внешнего вида нового обмундирования для красной армии, в том числе и головного убора. В конечном итоге последний был утвержден 18 декабря 1918 года Ревоенсоветом в том варианте, который представили знаменитые русские художники Виктор Михайлович Васнецов и Борис Михайлович Кустодиев. Их головной убор представлял собой суконный шлем по форме несколько напоминающий шеломы с бармицей, какие носили русские былинные богатыри, так выглядит одна из двух распространенных теорий происхождения знаменитой будёновки,но есть еще другая не менее любопытная.
Согласно ей появление знаменитого суконного шлема произошло на несколько лет раньше, еще в период первой мировой войны. Тогда командование царской армии приняла решение поднять боевой дух и патриотическое настроение солдат и тыловиков, а для этого стали активно использовать древнерусскую историю и фольклор включая и былины о богатырях. Среди всего прочего в рамках этой политики повышения патриотизма, разработали и суконные шлемы, в которых как планировалось бойцы российской императорской армии должны были про маршировать по Константинополю столица потенциально побежденной Османской Империи.
Но в дореволюционной армии эти суконные шлемы так и не появились. Продолжая пылится на складах. Там они и дождались подчиненных наркомвоенмор Льва Троцкого. Уже после прихода к власти большевиков. Однако в отличии от первой версии это так и не нашла каких-либо достоверных документальных подтверждений, поэтому многие исследователи не берут ее в расчет. Мало кто знает, что и название у данного головного убора могло быть другим. Конечно все знают что будёновка и суконной шлем величают в честь Семёна Буденного, знаменитого командира большевистской кавалерии. Вот только первоначально она стала известно у солдат красной армии никак иначе, как фрунзевка по имени Михаила Фрунзе. У этого выбора было вполне обоснованная причина, ведь именно этот большевик являлся командиром тех воинских частей, где первым был введен новый головной убор на обязательной основе как элемент обмундирования. И лишь позже в лексиконе красноармейцев суконный шлем фрунзевка окончательно переименовалась в будёновку.
Помимо вышеуказанных названий суконного шлема было еще несколько забавных прозвищ, богатырка, громоотвод и даже умовод. Официально принятие нового зимнего головного убора произошло после публикации приказа Ревоенсовета номер 116 от 16 января 1919 года. Там же приводилось и описание будёновки. Она представляет собой шлем суконной, защитного цвета, на ватной подкладке, состоящие из колпака сшитого из шести сужающихся к верху треугольников, овального козырька и спускающего сзади вниз на затыльника с удлиненными концами, которые застегивались под подбородком или пристегивались к пуговицам на колпаке. Не забыли и об обозначении принадлежности владельца головного убора красной армии. Так спереди над козырьком будёновки располагалась нашитая суконная пятиконечная звезда.
Однако это не все, в связи с тем что с 29 июля 1918 года в РКК стали носить металлическую эмблему в форме красной пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом. Этот элемент размещали на шлеме в центре текстильной звезды. Будёновка получила огромную популярность по сути сразу после своего появления, то есть еще в годы гражданской войны, тогда же она стала носить и некий символический смысл, как для красноармейцев, так и для всех кто осознавал свою принадлежность большевикам. Бравые солдаты в будёновках, часто изображались на многочисленных агитационных плакатах.
Пожалуй наиболее известным среди них является плакат ты записался добровольцем. Авторство Дмитрия Орлова, который был разработан в июня 1920 года. 8 апреля 1919 года был опубликован еще один приказ номер 628 который имеет отношение к будёновке. В частности был установлен цвет сукна, что использовалась для различия родов войск. Также регулировался и цвет нашевающихся на шлем звезд и ткани, которые обтягивали пуговицы. Так например пехотинцы носили малиновые звезды, кавалеристы синие, артиллеристы оранжевые, пилоты голубые, солдаты инженерных войск черные, а пограничники зеленые. Немного позже в январе 1922 года будёновка, которая до этого была только зимним головным убором обзавелась летним вариантом.
Его предписывалось шить из палаточного полотна или хлопка. Отличался и внешний вид летнего головного убора, так он не имел отворотов подзатыльника, который на зимнем варианте застегивался под подбородком. Однако век данного летнего головного убора оказался недолгим, уже в мае 1924 года легкая будёновка была заменено фуражкой, а вот зимние будёновка продолжала быть элементом обмундирования красноармейцев. Правда она также изменилась теперь ее делали ниже и более округлой заменили и ткань для пошива будёновки. С 1922 года стали применять защитный цвет вместо темно-серого. Еще позже 2 августа 1926 года вышел новый приказ РВС СССР, которым была отменена наш это я звезда и на будёновка осталось только металлическая эмблема. Тогда же вернулся и традиционной защитный цвет, суконного шлема.
История буденовский юридически продолжалось 22 года. 5 июля 1940 года был выпущен приказ номер 187 народного комиссара обороны СССР, который предписывал заменить суконный шлем, как зимний головной убор на шапку ушанку. Данное решение было продиктовано итогами советско-финской войны. Согласно докладам командование стало ясно, что будёновки неэффективно выполняют свою основную функцию, обеспечение достаточной защиты от холода. И все-таки в 1941 1942 годах будёновки в качестве головного убора продолжали бытовать в некоторых частях красной армии.
При этом советские солдаты и сами не сильно жаловали этот головной убор. В партизанских же отрядах военных училищах и школах, а также в ряде тыловых частей суконный шлем бытовал еще дольше до 1944 года. Некоторое воскрешение интереса к путевки произошло в 1950-ых 1960-х годах. Однако не в армии а в массовой советской культуре, послевоенные годы легендарный суконный шлем стал одним из самых любимых и популярных детских головных уборов. Пожалуй не было советского дворика где малыши не играли в войнушку в легендарной будёновка.