Доброго времени суток! Сегодня речь пойдет об особенностях такого понятия как «краудсорсинг» и специфики его работы. Автором этого термина является Джеф Хау и вошел в нашу жизнь данный термин в 2006 году. В той статье, когда впервые использовали термин «краудсорсинг», его сравнивали с термином «аутсорсинг» и акцент был направлен на их различия.
Так что же такое «краудсорсинг» и чем он отличается от «аутсорсинга»? Простым языком – это выполнение любого рода работы без какой-либо финансовой награды (возможно только символически) и преимущественно не специалистами, а любителями.
Как работает краудсорсинг?
Принцип работы краудсорсинга достаточно прост: определенная группа лиц, заинтересованная целью и поставленной задачей заказчика, выполняет эту задачу и по итогам предлагает свои пожелания и варианты, а заказчик, анализируя эту информацию, использует наиболее подходящие и оптимальные предложения для себя в своем проекте.
Какие бывают виды «краудсорсинга»?
1. Бизнес-краудсорсинг. Наиболее распространенный и применяемых вид краудсорсинга, в связи с тем, что чаще всего необходимость краудсорсинга происходит в бизнесе, чтобы был большой выбор вариантов решения задач. Пример – разработка дизайна оформления магазина.
2. Социально-общественный краудсорсинг. Под эту категорию попадают любые социальные задачи, которые необходимо решать обществом. Такие, как поиск пропавших людей, строительство социально-значимого объекта и многое другое.
3. Политический краудсорсинг. Связан этот вид в основном с политической работой правительства и выражается чаще всего в виде голосования.
Как это может помочь бизнесу?
Например, сэкономить достаточно крупную сумму на дорогостоящем маркетинговом исследовании, вместо этого обратиться за мнением и советом к прямому потребителю, на кого рассчитан продукт. Живым примером является социальный опрос после заправки авто на АЗС «Газпромнефть» в приложение, где просят дать оценку о работе АЗС и написать недочеты или пожелания.
Еще один пример, сэкономить на больших растратах на команду тестировщиков и время их работы. К примеру – большинство онлайновых игр выпускают на стадии бета-тестирования, где дают доступ поиграть и потестировать всем желающим людям, но при условии, что они будут давать обратную связь в виде баг-репортов на ошибки или недочеты, а также будут писать свои пожелания и предложения.
Чего можно достичь, используя «краудсорсинг»?
1. Увеличить аудиторию своего продукта со всего мира. Так как штат компании ограничен, то прибегнув к этому способу, можно привлечь заинтересованную группу к определенной задаче, при этом не исключая, что в этой группе окажутся умные и талантливые люди.
2. Получить огромное количество решений по выполнению одного задания, и после анализа, выбрать более подходящее и наилучшее для себя.
3. Получить огромное количество решений по заданию в отведенный срок, что позволяет принять наилучшее решения для себя и не сбиться с графика выполнения поставленной задачи.
4. Найти качественных специалистов среди группы заинтересованных лиц для трудоустройства в штат, проверив качество его способностей на практике в реальных условиях.
5. Увеличить в положительную сторону репутацию вашей компании. Большое количество людей, вовлеченное в выполнение задания, постоянно общается на разных социальных платформах, что привлекает СМИ.
Но могут ли быть у «краудсорсинга» недостатки?
Как и везде, есть и положительные стороны, так и отрицательные, перечислим их ниже:
- к недостаткам можно отнести большое затраченное время на анализ и обработку предложений и пожеланий от людей, которые приняли участие в решение задачи;
- может возникнуть потребность в дополнительных ресурсах для логистики и контроля (к примеру – большое количество волонтеров для выезда на поиск пропавших);
- возможность появления риска о праве собственности проекта на стадии релиза – собственник бизнеса должен стать владельцем интеллектуальной собственности.
Итог:
Подводя итог можно сказать, что «краудсорсинг» удобный инструмент мудрых руках, при помощи которого можно не только привлечь к проекту большое количество людей за «спасибо» или «печеньки», но и найти среди привлеченных людей качественных специалистов для привлечения в штат компании на постоянной основе.
К сожалению, есть большое количество примеров удачного «краудсорсинга» так и неудачного, поэтому использовать такой инструмент необходимо правильно и с обдуманным подходом.