Вчера я написал эссе про Путина и Навального как двух героев.
Этот стиль мне навеял японский писатель Мураками, чью книгу про его опыт марафонского бега я перед этим читал. Как вы знаете, я последние полгода увлёкся бегом и бегаю три раза в неделю ( 2 раза по 10 км и 1 раз 7 км /в пятницу перед Шабатом, чтобы в Шабат не заниматься восстановлением после интенсивного бега/.Мураками - всемирно известный писатель, автор знаменитых новелл. Автор новеллы - создаёт образы своих героев и их жизненные истории, при этом стремясь сделать их увлекательными и по возможности поучительными. Религиозный человек - рассматривает Б-га как Автора «Большой Книги», называемой «Всемирная История». Не случайно слова Тора и исТОРия созвучны друг другу. Взгляд на большую политику как на увлекательную историю, созданную Автором (с Большой буквы) - обладает чрезвычайно полезными качествами. Обыватель подвержен манипуляциям политиков, которые буквально натравливают свои паствы на политиков-оппонентов.
Путинцы ненавидят Навального и его сторонников. Навальновцы ненавидят Путина и его паству. Эта ненависть загоняет обывателя в очень узкий коридор возможностей и очень несчастный майндсет. При этом самое опасное для ментального и психического здоровья - это когда человек живет в стране под властью того, кого его приучили ненавидеть. Это огромное давление на психику, которое выжигает Эмоциональный мир, работая в жанре «выжженная земля». Антитрамповцы (прошлые четыре года), антибибисты, антипутинцы - в большинстве своём желчные и тусклые люди, чей фокус восприятия реальности проходит сквозь призму «кого мы ненавидим». Это такой взгляд на «антихриста», который отравляет жизнь и делает почти невозможным восприятие тонких реальностей, ради которых наша душа спускается в этот мир. Более того, тут же включается и виктимология. Если Вы излучаете страх к лидеру государства (перемешанный с ненавистью) вы включаете мета-программу жертвы (в нездоровом смысле) и ваше подсознание притягивает разные проблемы (цуресы на идиш) на вашу голову. То есть вам «не скучно», но и «не весело» жить на этом свете. Есть и ещё более замысловатые сюжеты. Если антипутинцы в России живут под доминантным гнетом, многие мои друзья украинцы (на свою голову) «надели» идентичность путиноненавистников, верящих что Путин только и делает что строит козни против Украины. Этот скелет (Путина) в шкафу (украинцев) - ещё один пример полудобровольного засорения нашего психоментального мира, навязанного теми украинскими политиками, которым нечего больше сказать и предложить украинцам, кроме принципа «против кого мы дружим» - вместо «что великое мы строим». Вернёмся к Автору истории. Если мы верим в Б-га (а сейчас это самое полезное «лекарство» в эпоху массового умопомешательства) то мы можем рассматривать и политику как Историю в которой действуют персонажи/герои - со своими ролями, прописанными Творцом мира. Как говорит Иудаизм - «сердца властителей находятся в руках Б-га». Именно Б-г ожесточил сердце фараона в истории исхода евреев из Египта. То есть Б-г с одной стороны выводил евреев из Египта. Но тот же Б-г ожесточал фараона, чтобы «растянуть» процесс выхода из Египта и сделать его более поучительным. На что это похоже? Представьте себе боксерский поединок на который купили дорогие билеты многие зрители. А теперь представьте себе, что вместо множества раундов, один из боксеров посылает оппонента в нокаут на третьей секунде. Зрители, заплатившие большие деньги за билеты будут мягко говоря разочарованы. Поэтому оба соперника должны держать удар и дать возможность зрителям лицезреть весь «спектакль». Также и фараон. Б-г мог «смять» его в «три секунды», но Б-г усиливает волю фараона, чтобы тот выдержал «десять ударов» и даже после выхода евреев - побежал вдогонку, чтобы утонуть в водах расступившегося моря. Недаром Тора считается сборником величайших историй. Вернёмся к нашим «баранам». Обыватели, которым навязали страх и ненависть - к героям политических сюжетов - подобны баранам, которых их пастухи затягивают в свои игры, заодно замещая «здоровую реакцию организма» на нездоровую реакцию страха и ненависти. Если же мы смотрим на историю как на книгу, написанную Б-гом - мы перемещаемся в совершенно другой принцип восприятия реальности. И здесь мы уподобляемся мудрецам - комментаторам Торы, которые (подобно литературоведам) стремятся расшифровать, что хотел сказать Автор (ака Б-г) вложив в уста или действия того или иного персонажа - некие смыслы. Тут конечно нужно быть аккуратным, поскольку «Пути Господни [как бы] неисповедимы», но эта присказка - нееврейская. В еврейском варианте - Пути Господни полны неисчерпаемого количества смыслов. И любой наш инсайт - не «закроет» тему, но «откроет» тему, предлагая один из возможных взглядов на Б-жественный Сценарий. Но конечно мы можем захотеть навязать Б-гу своё «искривлённое» понимание, поэтому не любой интерпретатор истории - «дружит» с Б-гом, но только «избранные». Это очень тонкая тема - легитимности дискурса - и ее мы отложим до следующих размышлений. Но сейчас вернёмся от наших баранов к нашим героям. Зачем нам смотреть на свежую историю сквозь призму Автора?Во-первых, чтобы не примкнуть «к стаду баранов», манипулируемых политиками. Во-вторых, этим мы сохраняем вменяемость восприятия реальности. Слово вменяемость по-английски звучит более выразительно. Be SANE сейчас не менее важно, чем be SAFE. В-третьих, автору всегда приятно, что читатели ценят его творения. В своей книге про бег Мураками пишет как во время пробежек его узнавали читатели его книг и им было взаимно приятно остановиться на минуту посреди пробежек и обменяться «любезностями». В четвёртых, читатель книги скорее всего не попадёт в жернова роли «пушечного мяса», так как вдумчивых читателей немного и Автор (ака Б-г) бережёт таких читателей и ценит их. Далее, есть очень религиозные евреи, которые считают, что Тора - единственная книга написанная Б-гом, а все остальное «от лукавого» и такие «набожные» люди пытаются игнорировать современную историю, ограничивая себя только Торой. Их взгляд понятен, и они имеют шанс создать для себя «тихий мир» защищённый от современных вызовов. В Америке есть не только подобные евреи, но и Амиши - группа праведных американцев, живущих «в отрыве» от мира. Но если вы не амиши и не суперзамкнутая община ультрарелигиозных евреев, вам нужен правильный взгляд на происходящее вокруг. При этом правильный взгляд может быть разным. И здесь есть свобода выбора, особенно для евреев. Так некоторые из моих еврейских читателей считают, что нынешний сценарий должен подвигнуть их переехать в Израиль - так как им не нравится история места где они живут. Это - очень уважаемая мной позиция, при условии, что эти люди смогут в Израиле найти себя и правильный взгляд на то что там происходит.Но - это совсем не единственный подход.
Если мы можем научиться быть счастливыми и вменяемыми там где мы находимся, то как говорится - «флаг нам в руки». Б-г ценит вдумчивых читателей там где их место - и это надо научиться правильно воспринимать. В-общем, мы живём в уникальное время, когда Автор Истории - перешёл в более креативный режим и сценарии стали более замысловатые и требующие большей зрелости в их анализе. И параллельно - более агрессивными стали манипуляторы, создающие ловушки для неискушенных. Посему - у нас двойная задача:Быть бдительными, чтобы не приобщиться к «стаду баранов». И записаться в клуб любителей Автора Истории - дабы подружиться с ним и получать удовольствие от столь неординарных сюжетов - внутри которых мы живём. Оставайтесь с намиИ вам будет не скучно, но радостно жить в этом интересном мире!