Найти тему

Как понимание типов личности помогает в обучении: часть 2

В PCM (Модель Процесса Коммуникации) для меня ценно то, что есть конкретные рекомендации по тому, как удовлетворять психологическую потребность каждого аспекта личности человека. И каждому человеку особенно важны психологические потребности его Базы (основной аспект личности) и его Фазы (та часть личности, где сейчас идет наибольшее развитие). При этом надо помнить, что ребенку в принципе важны все психологические потребности, но некоторые являются критическими.

Опишу кратко психологические потребности каждого аспекта в характере для ребенка:

• Тип Бунтарь – нужно обязательно заложить возможность игрового контакта и веселья. В идеале в любое занятие и обучение привнести элемент игры и эмоционального взаимодействия. Как крайний вариант – дать возможность таким детям порезвиться на переменах или в обеденный перерыв. Такие дети шумные и активные, но лучше удовлетворить их потребность в позитивной форме, чем они начнут удовлетворять ее сами (отсюда и название типа – Бунтарь). Яркий признак недостатка удовлетворения психологической потребности у таких детей – их ощущение скуки. Это сигнал к тому, что если им не удастся развлечься и повеселиться, то они начнут «развлекать себя сами».

• Тип Мечтатель – нужно создать условия для уединения и созерцания. Это подразумевает не только выделенное для этого время, но и возможность иметь свое пространство (комнату, закуток), где такой ребенок будет защищен и сможет углубиться в свои мечтательные процессы. Такие дети могут быть достаточно замедленными в общении. Это связано не с тем, что они отстают, а с тем, что у них много мыслей и образов внутри. И им важно взять немного времени на созерцание и обдумывание ответа. Поэтому при общении учителю хорошо бы давать таким детям время для небыстрых ответов. А если время не позволяет, то дать возможность таким детям уединиться и подумать в одиночку.

• Тип Деятель – нужно дать возможность активности и лидерства. Про таких детей часто говорят, что они – заводилы. И эта активность, которая включает проживание сопутствующих чувств и состояний, является их психологической потребностью. Такие дети любят подвижные игры, вызовы, преодоления, игру. В каком-то смысле склонны к экстремальным проявлениям как возможности для них «почувствовать жизнь». Поэтому они хорошо учатся в игре, им можно давать задачки с вызовом. И они «командные игроки», потому что для игры им нужны другие люди. Для образовательного процесса им хорошо подходят игровые элементы обучения, взаимодействие с учителем или другими учениками. Если их психологические потребности не удовлетворить позитивно, то они начинают манипулировать другими детьми и взрослыми и становятся конфликтными и задиристыми.

• Тип Логик – таким детям нужна система и четкие рамки. Они дисциплинированные сами по себе, и им хорошо, когда все идет по плану и расписанию. Психологическая потребность таких детей, с одной стороны, в признании их организованности и усилий, а с другой стороны, в том, чтобы у них было достаточно времени и возможности завершать начатые дела и идеи. С такими детьми можно и нужно все обсуждать, задавать им четкие вопросы и отвечать на их вопросы. Стрессом для таких детей является излишняя спонтанность и резкое изменение планов, устоев или заведенных традиций, а также разного рода потери – от любимых вещей до угрозы потери важного человека.

• Тип Упорный – это дети, которые готовы делать усилия и преодолевать себя. Они требовательны к себе и другим. Их психологическая потребность – признание их неравнодушия и вклада в общее дело, игру или обучающий процесс. Также для таких детей очень важно, чтобы их мнение учитывалось и другие люди их «слышали» и признавали важность их точки зрения.

• Тип Чувствительный (Душевный) – нужно обеспечить ребенку атмосферу любви, принятия и комфорта. Такие дети – «милашки». Они хотят тепла, улыбок, одобрения. Причем именно личного хорошего отношения (не за дела или поступки). Таким детям обычно важны тактильные ощущения и объятия. Хотя они именно в силу своей чувствительности могут быть избирательны в том, кого допускают к себе. Тем не менее теплое, заботливое отношение, доброе слово и поглаживание – это то, что дает таким детям силы и внутреннее наполнение.

-2

Психологическая потребность — это такая вещь, которая требует удовлетворения в любом случае. Можно провести аналогию с физиологической потребностью в пище или сне. Мы можем пренебрегать или отрицать значение этих потребностей, но если нас ограничить в этом, то мы все равно будем искать пути для удовлетворения нашей нужды. И с определенного момента мы уже не будем думать о том, красивым или некрасивым способом мы получим то, что нам нужно.

Также и с психологической потребностью. Если ребенок удовлетворяет свою психологическую потребность, то у него не возникает стресса. И он в том числе может быть гибким и хорошо переключаться на другие аспекты своей личности. Если удовлетворить свою потребность конструктивным способом не получается, ребенок будет удовлетворять свою потребность негативно, через конфликты и деструктивное поведение.

Вывод очень простой: проще дать каждому конкретному ребенку то, что ему надо в соответствии с его особенностью, и удовлетворить его психологическую потребность конструктивно, чем доводить взаимодействие до негативного проявления ребенка, конфликта или насилия.

Если мы знаем или предполагаем тип личности ребенка, то можно при первых признаках стресса и проблемы позаботиться о нем, удовлетворив его психологические потребности. И это окупится сторицей!

Некоторые примеры, как взаимодействовать с ребенком и как удовлетворять его психологическую потребность, я приведу в следующей части моей статьи.

А какие психологические потребности откликаются важными лично для вас? Какие вы наблюдаете у ваших детей и близких?

Автор статьи: Михаил Степанов, психолог, сертифицированный коуч, бизнес-тренер, исследователь, автор блога в Instagram.