Найти в Дзене

Не взошедшая звезда. Русский художник, который мог стать лучшим пейзажистом Европы

Он был всего на пять с небольшим лет старше И.К.Айвазовского. Но, если последнему судьба отмерила весь XIX век для жизни и творчества, то герой нашего рассказа так и не успел войти в число самых знаменитых русских художников, хотя и имел для этого все предпосылки.

В ноябре 1811 года в городе Дерпте (некогда старый русский город Юрьев, ныне эстонский Тарту) в семье крепостного родился мальчик Михаил. Надо сказать, что Михаилу немного повезло с местом рождения. В 1819 году в Лифляндской губернии, уездным центром которой являлся Дерпт, на 42 года раньше, чем во всей остальной России, было отменено крепостное право. В 1826, когда нашему герою исполнилось 15 лет, отец Михаила, Иван Лебедев, записался в мещанское сословие, а юноша с 1827 года смог учиться в гимназии. Между прочим, это была не простая гимназия, а учебное заведение при Дерптском университете, который был основан в 1632, во время нахождения города в составе Швеции, и тогда был вторым в королевстве.

Талант недавнего крепостного Михаила Ивановича Лебедева стал быстро заметен. В Дерпте он проучился менее 2х лет и уже в начале 1829 оказался учеником Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, где стал учеником профессора пейзажного класса, знаменитого тогда художника Максима Никифоровича Воробьёва (1787-1855).

Вот, кстати, подходящая иллюстрация - и работа учителя, да и сама Академия.

М.Н.Воробьёв. Набережная Невы у Академии художеств. 1835
М.Н.Воробьёв. Набережная Невы у Академии художеств. 1835

В 1832, после 3 лет обучения в Академии, Михаил Лебедев получает Большую серебряную медаль вот за эту работу. Может быть, слишком ученический, но спокойный, умиротворяющий пейзаж.

М.И.Лебедев. Вид на Петровском острове в Петербурге. 1832. Государственный Русский музей
М.И.Лебедев. Вид на Петровском острове в Петербурге. 1832. Государственный Русский музей

В 1833 году (вспомните, всего 6 лет назад он пошёл в гимназию) художник получает Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. Это максимум, которого мог достигнуть ученик Академии художеств. К сожалению, сама картина «Вид окрестностей Ладожского озера», за которую 22 летний Михаил Лебедев получил медаль, до наших дней не дошла. Вместо неё две других, выполненных в том же 1833 перед отъездом в Италию, в том же Васильково, где писалась картина-лауреат.

М.И.Лебедев. В ветреную погоду. 1833. Государственная Третьяковская галерея
М.И.Лебедев. В ветреную погоду. 1833. Государственная Третьяковская галерея
 М.И.Лебедев. Имение инспектора Академии художеств А.И. Крутова. 1833. Государственная Третьяковская галерея
М.И.Лебедев. Имение инспектора Академии художеств А.И. Крутова. 1833. Государственная Третьяковская галерея

В мае 1834 Михаил Лебедев отправляется в Италию. В те времена это всегда означало морем, так как ни шоссе, ни железных дорог сквозь Альпы не существовало. Собираясь в путь, художник продаёт бриллиантовый перстень, подаренный Николаем I за картину «Вид окрестностей Ладожского озера» и заезжает к родным, в Дерпт, отдать им вырученные деньги и попрощаться (как оказалось, навсегда).

Италия всегда манила к себе русских художников. В 1834 там ещё живёт Карл Брюллов, уже купающийся в лучах славы «Последнего дня Помпеи» и оттягивающий под любым предлогом возвращение в Петербург, несмотря на настойчивые приказы императора. Там же в Риме проживает Александр Иванов, который даже ещё не приступил к написанию «Явления Христа народу» и другие русские художники. В Рим ещё не приехал Николай Васильевич Гоголь, но вскоре появится и он. В общем, русская компания подбирается очень тёплая. Хотя, почему только русская. Развивать национальную школу живописи под римским, тосканским и неаполитанским небом привычка не только россиян. В те же годы в Риме проживали большие колонии художников немецких, французских, датских, а голландцы так и вовсе освоили работу в Италии ещё в XVI веке. Южное солнце, обилие культурных ценностей прошлого, прекрасное и недорогое вино, дружелюбные итальянки, а если прибавить ещё и небольшую пенсию от Академии художеств, то что ещё нужно художнику?

М.И.Лебедев. Вид окрестностей Альбано близ Рима. 1836. Государственная Третьяковская галерея
М.И.Лебедев. Вид окрестностей Альбано близ Рима. 1836. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Лебедев быстро становится своим в русской художественной диаспоре. В Италии его талант расцветает. Карл Брюллов замечает молодого художника и быстро сходится с ним. Но в конце 1835 Брюллов всё-таки вынужден уехать. Нет, его не замучила тоска по родине, просто начальственные окрики из Петербурга становятся всё громче и жёстче.

На произведения М.И.Лебедева в России растёт спрос. На проходящих судах холсты один за другим направляются заказчикам. Это объясняет тот факт, что какое-то количество работ художника в отечественных музеях, к счастью, представлено.

Наверное, это самая известная картина в творческом наследии Михаила Лебедева.

М.И.Лебедев. Аричча близ Рима. 1836. Государственная Третьяковская галерея
М.И.Лебедев. Аричча близ Рима. 1836. Государственная Третьяковская галерея

В общем, всё шло к тому, что в Италии восходит новая звезда русской живописи. Его работы шли нарасхват. Художник даже вынужден был прибегать к повторам, чтобы удовлетворить всех заказчиков. Ворчит только суровый Александр Иванов, но позже и он признает талант соотечественника. Возможно, Михаил Лебедев должен был создать свой главный шедевр и подобно К.Брюллову и А.Иванову с триумфом вернуться в Петербург.

М.И.Лебедев. Вид Кастель-Гандольфо близ Рима. 1836. Государственный Русский музей
М.И.Лебедев. Вид Кастель-Гандольфо близ Рима. 1836. Государственный Русский музей
М.И.Лебедев. Альбано. 1836. Самарский областной художественный музей
М.И.Лебедев. Альбано. 1836. Самарский областной художественный музей
М.И.Лебедев. Вилла в Италии. 1837. Государственная Третьяковская галерея
М.И.Лебедев. Вилла в Италии. 1837. Государственная Третьяковская галерея
М.И.Лебедев. В парке Гиджи. Государственная Третьяковская галерея
М.И.Лебедев. В парке Гиджи. Государственная Третьяковская галерея
М.И.Лебедев. Белая стена. 1837. Государственная Третьяковская галерея
М.И.Лебедев. Белая стена. 1837. Государственная Третьяковская галерея

В мае 1837 г. Лебедев отправляется в Неаполь, место необычайно притягательное для всех живописцев. Он мечтает поработать летом в его окрестностях. Но в июле 1837 в Неаполе художник заразился холерой и скоропостижно скончался в возрасте 25 лет.

"Боже мой! Какие потери в один год: Пушкин и Марлинский как поэты и Лебедев, коим Россия могла бы гордиться как лучшим пейзажистом в Европе" - так отозвался на известие о смерти Лебедева К П. Брюллов.