В начале июля мне на рабочий телефон позвонила женщина. Сказала, что её ребёнку очень нужен английский, поскольку "в сентябре мы идём в первый класс, а английским ещё не начали заниматься! Ведь ещё не поздно, правда?"
Надо сказать, что среди непросвещенных родителей почему-то бытует мнение, что любому ребенку нужно непременно как можно раньше начать изучать английский, что каждый заботящийся о своём чаде родитель обязан сразу же после рождения ребёнка начать подыскивать ему репетитора по английскому🤦♀️. Впрочем, о таких маниакальных родителях можно и нужно написать отдельную статью.
Видимо, эта женщина попала об обстрел подобных фанатиков и поэтому задала столь странный, на мой взгляд, вопрос. Улыбнувшись, я ответила, что, конечно, не поздно, и, более того, возможно, даже рано! Нужно смотреть по ребёнку. Поначалу я хотела сразу отказаться, так как не занимаюсь с дошкольниками, и в моем объявлении это было указано (ученики не младше 7 лет), но любопытство взяло верх, и я решила попробовать.
Девочка оказалась довольно способной, с неплохой памятью. В общем, в июле начали заниматься.
Девочка неплохо занималась на уроке, домашние задания выполнялись, занятия не пропускались, у ученицы накапливался багаж знаний, который она применяла всё увереннее.
И тут грянул очередной виток пандемии, и нам пришлось перейти на дистанционку. Я сразу предупредила родителей, что такой формат занятий может не подойти для ребёнка такого возраста. Решили попробовать. Девочка и в дистанционном форме справлялась вполне уверенно. Родители сказали, что их всё устраивает и они хотят продолжить заниматься даже онлайн.
Поначалу всё шло хорошо, как и прежде. Но через какое-то время и родители, и девочка начали филонить всё больше и больше.
Мы договаривались, что мама будет присылать мне фото выполненных заданий и классной работы, чтобы я могла проверять и контролировать этот процесс. Сколько раз мама всё-таки отправляла мне фото в течение этих нескольких месяцев (причем после неоднократных напоминаний) - можно сосчитать по пальцам одной руки.
Стали опаздывать на онлайн занятия минут на 10-12 (как такое вообще возможно - опоздать на онлайн урок - ума не приложу!🤦♀️), ну и, наконец, начались пропуски домашнего задания. "Ой, а мы не сделали/не смогли распечатать/не смогли открыть файл". При этом мама меня об этом не предупреждала, а просто на занятии выяснялось, что домашнее задание не сделано. Как будто так и надо...
Надо сказать, что я никогда не прошу своих учеников или их родителей что-либо покупать для занятий. Задания подбираю и составляю сама. Когда вела уроки очно, то все необходимые материалы распечатывала сама и отдавала ученикам. После перехода на онлайн формат стала присылать материалы и учебники на почту, чтобы ученики и/или родители сами распечатывали или переписывали с экрана.
В общем, девочка и родители стали халтурить в плане выполнения домашнего задания. Из-за этого некоторые уроки пробуксовывались, так как без выполнения домашнего задания пройденный материал у ребёнка закреплялся недостаточно. Примерно с декабря прогресс у девочки несколько застопорился.
А недавно, в январе, вообще произошел эпично-возмутительный случай! После состоявшегося в четверг урока на следующий день, в пятницу, отправляю на почту мамы домашнее задание. Помимо прочего, там был прикреплен учебник. Поскольку он тяжелый, то гугл дает на него ссылку с доступом. Доступ только у того, кому отправляется письмо (то есть у мамы девочки).
Итак, вторник. Подступает время нашего нового урока. Фото домашнего задания я, как всегда, не получаю. Однако у меня ещё остается надежда, что мама просто в очередной раз забыла его отправить.
Время 16:00, через час, в 17:00, у нас начинается урок, и вдруг мне на почту начинают один за другим приходить запросы с какой-то неизвестной почты на то, чтобы я открыла доступ к ссылке с учебником. Эээ. То есть получается, что люди озаботились домашним заданием лишь за час до урока, имея до этого в запасе несколько дней? Серьёзно??? Я из принципа не стала открывать доступ. Во-первых, это была какая-то неизвестная почта незнакомого мне человека. Откуда я знаю, кто это? Мама девочки при этом ничего не писала и не просила. Во-вторых, час до урока вряд ли бы им чем-то помог. В-третьих, я вообще не обязана в своё рабочее время просматривать почту. У меня уроки. Да и сама ситуация должна быть поучительной для таких безответственных людей.
На уроке, естественно, выясняется, что девочка к этому самому уроку не готова, так как не выполнила домашнее задание. На мой резонный вопрос "почему" няня (а не девочка) ответила:
"А мы час назад пытались открыть учебник, но у нас ничего не получилось!"
Я, приподняв бровь, задаю риторический вопрос:
"Правильно ли я поняла, что вы вспомнили про домашнее задание лишь за час до урока? А как же остальные дни - с пятницы по понедельник?"
Тётенька стушевалась и, естественно, ничего не ответила.
Я решила, что такое отношение к занятиям никуда не годится, и после урока написала маме ученицы следующее сообщение:
В минувший вторник ожидаю фотографий домашнего задания. И снова ничего. В 17:00 начинаю урок, повторяем пройденный материал. Через несколько минут следует вот такой эпичный диалог:
- Я: "...как ты помнишь, точно такие же примеры были в домашнем задании. Открой, пожалуйста, тетрадь, давай посмотрим...".
- Ученица: "А мы не сделали домашнее задание".
(Хм, главное - мы! А не "я"... Ну-ну.)
- Я: ??? "Почему же"? (Подумала, вдруг заболела, или случилось что-то)
- Ученица: "Ну просто не сделали, и всё".
Ах, нет. Ничего не случилось. Просто девочка и её родители, сделав маленький перерыв, решили продолжить играть в раздолбайство и игнорировать мои домашние задания. Напомню снова, что на выполнение этого несчастного домашнего задания у девочки было 4,5 дня!
И так мне обидно стало, знаете! Сидишь, как дура, вечерами перед компьютером, ищешь несложные, но интересные игровые материалы, многое составляешь сама, тратишь на это время, которое могла бы посвятить своей семье. И кому это в итоге надо? Этой семье, видимо, точно не надо. Ну, тогда и мне уж точно не надо.
Кто-то скажет: "Вы репетитор, получаете деньги за свою работу, вот и работайте!" А я и работаю! И работаю ответственно и добросовестно. И требую от своих учеников такого же ответственного отношения, иначе никакого толку от занятий не будет, либо он будет минимальным. Всех вновь прибывших учеников и их родителей я сразу предупреждаю, что изучение иностранного языка - это работа и ежедневный труд, а не развлекалочки за деньги, что на мои занятия нужно ходить, не пропуская без уважительной причины, и выполнять задания и рекомендации.
Видимо, данные родители решили, что достаточно того, что ребёнок чем-то занят дважды в неделю, английский в расписании есть, как у всех "нормальных людей", и довольно с них. Нет уж, товарищи. Я преподаватель, а не аниматор или клоун. У меня надо заниматься, а не расценивать меня как очередную онлайн-няньку по саморазвитию.
После занятия написала маме ученицы:
Рассказала о произошедшем и о своем решении отказаться от ученицы своей подруге, тоже репетитору. Она вынесла вердикт:
"Сурово! Но по сути правильно!".
Да, наверное, сурово. Но мне не нужны деньги ради денег. Мне важно видеть результат своей работы. И если я вижу, что ученик безответственный и с ним каши не сваришь, я стараюсь от такого ученика отказываться. В возрасте моей ученицы спрос, конечно, с родителей. Именно родители должны контролировать процесс, следить за тем, выполняется или не выполняется домашнее задание. А если родители культивируют в семилетнем ребёнке такое отношение, что можно "забить" на слова преподавателя и просто ничего не делать, то дальше точно ничего хорошего ждать не приходится.
Тем обиднее, что девочка по сути хорошая и способная. Мы многое с ней успели сделать, и она многое успела освоить, но могли бы успеть ещё больше и лучше, если бы не такое отношение со стороны родителей.
Я не считаю, что бросила ребёнка на произвол судьбы, отказавшись от занятий в середине года. Экзамены им не сдавать, английским они занялись просто для того, чтобы быть готовыми ко второму классу, когда его начнут изучать в школе. Мы прошли вполне достаточно для того, чтобы в первый год изучения английского в школе эта девочка чувствовала себя уверенно. Так что никаких угрызений совести по этому поводу быть не может.
А вы согласны с таким решением? Сурово, но справедливо, или сурово и необоснованно?
Делитесь своими мнениями в комментариях, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал. Этим вы поможете развитию канала. Спасибо!