Найти в Дзене
Sailskipper Paint

Изюм для экипажа (истории реальные, герои вымышленные)

Эволюция изюма
Эволюция изюма

В 1973 году мой папа организовал поход по Балтийскому морю на яхте «Сайда» класса «Фолькбот», на которой он был капитаном. Помимо моего папы и меня в экипаж записались два студента Игорь и Евгений.

С весны 1976 года капитаном этой яхты стал я, потому что институт обзавелся некоторым количеством яхт, мой папа стал капитаном яхты «Тюлень» типа «Смарагд», а на «Сайду» назначить было некого.

Мне было 15 лет, имел квалификацию яхтенного рулевого 1-го класса и чувствовал себя важно в роли капитана крейсерской яхты, особенно когда приходилось тренировать студентов, некоторые из которых уже отслужили срочную. К «Фолькботу» у меня сформировалось сложное отношение. Мы попадали в трудную погоду и в штормы на Балтике. Яхта хорошо всходит на волну и её ни разу не захлестнуло. Корпус прочный, особенно за счет клинкерной обшивки. Конечно, я потратил много сил и внимания «Сайде» и полюбил судно, как любой моряк любит свой корабль. Когда я поступал в Высшее Военно-Морское училище в 1978 году, то прощался с «Сайдой» и навернулись слёзы и ком в горле. Яхта стояла на кильблоке на берегу и будто сильно опечалилась, что мы прощаемся. Когда я повернулся к ней спиной и стал уходить по дороге, то почувствовал как она смотрит мне вслед. Интересно, что на ней никто больше не ходил, потому что она по непонятным причинам сгорела прямо на кильблоке, осталось только перо руля.

Мы с папой забрали это перо руля на память, и оно хранится в эллинге у моего сына в Калининграде. С другой стороны, меня на ней беспощадно укачивало. Особенно донимал этот треск, когда нос разрубает волну и вода ударяется в углы обшивки. Всегда внутри было сыро или мокро, так как текло через стыки рубки с палубой, через форлюк. Я и теперь если с берега вижу «Фолькбот», то у меня невольное ощущение будто вот-вот укачает. Если меня спросят, пошёл бы я сейчас по Балтике на «Фолькботе», я однозначно скажу «нет». По Невской губе – и то в хорошую погоду.

Итак, вернемся в лето 1973 года. Какие продукты мы брали с собой?

Практически всегда один и тот же набор: картошка, морковка, макароны, тушенка, помидоры, огурцы, репчатый лук, растительное масло, хлеб, батон, сливочное масло, чай, сахар, соль, перец, лаврушка, некоторые рыбные консервы типа кильки в томатном соусе, скумбрия в масле, пара-тройка консервов «тунец натуральный». Весь этот набор стоил порядка 20 рублей, в других местах мы пополняли иссякающий запас продуктов, и пополнение обходилось нам на 10 рублей. Хочу сказать, что из перечисленных продуктов можно составить достаточно разнообразное меню с первыми и вторыми блюдами.

Например, всем нравился суп из тунца: картошка, немного моркови, луковица, соль, перец, лаврушка и банка тунца. Полчаса – и готово.

И вот зашли мы в Ригу, где пришло время не только посмотреть достопримечательности, но и пополнить запасы продовольствия. Перед выходом мне было поручено заняться парусами и такелажем, а Женю с Игорем папа отправил за продуктами, вручив им 10 рублей. Ещё добавил: «посмотрите там, может курицу купите – давно не ели, ну и яйца пару десятков…».

Они ушли, а мы остались на борту готовиться к выходу в море. Студенты вернулись и с радостным выражением доложили что на все деньги купили изюм – пару больших пакетов, - уж и не помню сколько килограммов в каждом. Оказывается, Игорь где-то прочитал, что в винограде есть всё, необходимое человеку. Т.е. зачем покупать тушенку, картошку с луком и прочее, если есть изюм? Да и места он занимает гораздо меньше. А ещё поедание изюма предполагает реже посещать туалет, который на «Сайде» был представлен кормовым реллингом, на котором надо удобно пристроиться, свесив за корму заднюю часть своего тела, и кто-нибудь должен страховать дабы не выпасть за корму. Если изюм залить водичкой и дать ему настояться, тогда и вовсе будет «всё в одном флаконе» - и первое, и второе, и мясо, рыба, овощи, хлеб… Одни плюсы!

Капитан принял такое решение: пока не съедим весь этот изюм – других продуктов не будет. В первый день было неплохо и даже забавно: в алюминиевую кружку бросаешь горсть изюма, заливаешь его теплой водичкой и ждешь минут пятнадцать. Затем употребляешь и вроде сыт, правда ненадолго, и снова надо замачивать изюм. Ну вкусно же! Однако уже на второй день все поняли, что попали.

Действительно, на кормовой реллинг стали ходить реже, но настроение с каждым днем, а затем и с каждым часом ухудшалось. Почти неделю мы питались этим изюмом, за это время все возненавидели изюм и друг друга, но приказано было терпеть, и мы героически терпели. А сколько же было радости, когда мы вновь вкусили картошку с тушенкой и салатом из огурцов и помидоров! Сразу лица засветились, стали добрыми, захотелось побриться, причесаться, побрызгаться одеколоном типа «Шипр» или «Красная Москва».

Игорь и здесь нашёл плюс: «Зато будет что вспомнить!» Да уж, такое не забываемо. В жизни можно сделать много всякого, что не забудешь. Я никому не рекомендую кушать только изюм, да и вообще, вероятно, любая однообразная пища не прибавит бодрого духа в экипаж.

Долго я смотреть не мог на изюм. В возрасте приблизительно 50 лет я стал воспринимать изюм более-менее спокойно.

Если хотите что-нибудь запомнить – придумайте вариант, например неделю питайтесь только орешками… Игорь же придумал!