В классической живописи работа над будущей картиной продвигалась шаг за шагом в строгой последовательности: нанесение подготовительного рисунка, прописывание и завершающая лессировка (о том, что это такое, мы поговорим дальше). Тщательное соблюдение техники на всех стадиях работы обеспечивало прочность рисунка и его долговечность. История знает немало примеров, когда часть шедевров была утрачена из-за особенностей той или иной живописной техники. Об одном из таких примеров здесь: « Поцелуй Иуды» Джотто – новая эпоха развития живописи .
Со второй половины XIX века на смену трехстадийному методу приходит техника «алла прима», когда картина создавалась буквально в один прием. Порядок наложения мазков определялся в соответствии с задачами художника и не имел строгой последовательности. Наиболее часто техника «алла прима» использовалась импрессионистами, в частности, Пьером Огюстом Ренуаром, для передачи световоздушной среды. Используется она и по сей день.
По классическим же канонам картина создавалась поэтапно.
Грунтовка. Краска почти никогда не наносилась на неподготовленную основу. Для того, чтобы создать прочную связь будущего рисунка и холста, основа покрывалась тонким слоем грунта. Масло из красочного слоя проходило в грунтовку и таким образом прочно связывало основу с пигментами. В Италии для приготовления грунтового слоя традиционно использовали гипс, а в России и странах северной Европы – мел. Грунт наносился в несколько слоев:
- первая проклейка;
- слой грунтовочного раствора, а иногда и два;
- вторая проклейка (не всегда);
- имприматура – верхний цветной слой грунта (тоже не всегда).
После всех подготовительных процедур основе давали полностью просохнуть, а затем приступали к нанесению рисунка.
Нанесение подготовительного рисунка. На грунт кистью, мелом, углем и т.д. наносились контуры будущей картины. Рисунок должен был быть легким, но тщательно проработанным. В некоторых случаях на этом этапе прорисовывались даже тени, складки одежды и драпировки. При этом более светлые участки исполнялись светлыми и тонкими линиями (это же касалось и задних планов), а более темные – более толстыми и четкими (как и передний план работы).
Подмалёвок. Подмалёвок задавал основные принципы пластического и колористического решения картины. В некоторых случаях он выполнялся разбавленной краской в «акварельном» стиле, создавая эффекты светотени и задавая общий колорит. В других случаях мазки накладывались густо и плотно, а основные элементы композиции изображались лишь обобщенно.
Прописывание. На этом этапе доводилась до совершенства колористика и общая целостность картины, выписывались отдельные детали и нюансы. Здесь в полной мере раскрывалось мастерство живописца и его таланты. Работа велась поверх полностью просохшего подмалёвка.
Лессировка. Для полноты цвета и игры света при изображении драгоценных камней, стекла, ярких тканей использовалась лессировка – нанесение прозрачной или полупрозрачной краски часто на светлых отражающих свет грунтах. Для приготовления таких красок использовали связующее вещество высокого качества, которое при высыхании не меняло своего цвета. Так художники добивались реалистичности изображения и глубины цвета.
Лак. После завершения всех этапов почти готовый рисунок покрывался прозрачным лаком. Он защищал картину от влаги, выцветания, грязи и пыли. Работа находилась в горизонтальном положении до полного высыхания, после чего картина считалась завершенной.
О виртуозной живописной технике в классическом исполнении можно прочитать здесь: «Большая одалиска» Энгра, или мастерство в деталях