С именем св. Григория Паламы учителя Церкви связано одно из важнейших и главных учений Православной Церкви о цели христианской жизни, о той конечной цели, для которой создан человек. Часто мы слышим, что смысл и цель жизни человека – спастись, но что подразумевается под словом спастись, толкуется по-разному, даже в самом христианстве. Так, например, для католического богословия и современных нам (сектантов) спасение и смысл человеческой жизни сводиться в лучшем случае к нравственному исправлению: стать совестливее, справедливее, мудрее, добрее. Все это, безусловно, необходимо, но не в этом глубочайший православный смысл нашей христианской жизни. В чем же? В единении со Христом, в обожении нашей души и тела, или, по словам св. старца Серафима Саровского, в стяжании Духа Святого.
Именно это высокое учение нашей Восточной Церкви стало еще одним камнем преткновения и соблазна для католического богословия в ХIV в., когда произошел богословский спор между западным ученым монахом Варлаамом и афонским подвижником и аскетом св. Григорием Паламой. Варлаам, приехав на св. гору Афон и узнав, что афонские монахи-исихасты на высших ступенях молитвенного делания видят Нетварный Божественный свет и себя в нем, как некогда апостолы при Преображении Господнем на Фаворе, с злой критикой обрушился на смиренных монахов, обвиняя их в прелести, ереси и пантеизме.
Суть этого богословского спора сводится к тому: может ли Бог своими энергиями или, что тоже Благодатью вселиться в человека и обожить его. Варлаам исключил такую возможность и западное богословие пошло по ложному пути мыслить Бога только как некую идею, о котором можно только размышлять и читать, но с которым нельзя вступать в живое и телесное общение. Отсюда западному человеку остается одно только нравственное совершенствование. Но если человек не стяжал Святого Духа, будь он самым хорошим человеком, он все равно чувствует внутреннюю пустоту, половинность, неполноценность своей жизни, и ничто не в силах дать ему полного умиротворения. Не таково православное учение. Священное Писание часто называет человека храмом, сосудом, жилищем Св. Духа. Так Апостол Павел в послании к карифянам говорит: «…вы храм Бога Живого, как сказал Бог: вселюся в них и буду ходить в них…» (2 Кор. 6, 16).
Святой Игнатий Кавказский, комментируя эти слова, говорит:
Человек не может не быть тем, чем он создан: судом, жилищем Духа Святого. Человек сам по себе, отдельно от Бога существовать не может: это ему не естественно. И когда по нашему нерадению, Дух Святой покидает нас, Он уносит с собой и нашу жизнь. А так как дом нашей души не может пустовать, то мы по необходимости становимся заложниками падших духов, мы уже чужды и не принадлежим себе.
Вот почему недостаточно быть просто хорошим человеком, нужно быть жилищем Духа Святого.
Спасибо, что прочитали мою статью!