Найти тему

Англичанка не гадила, но и полюбить не смогла

Есть такое заблуждение, когда кажется, что происходящее случается впервые и никогда ничего подобного раньше не было. К примеру, это бесконечное недовольство нашей страной. При том, что недовольство следует независимо от того, какие процессы идут внутри России. Она всегда (по разумению наших соседей) делает всё не то, и не так.

Памела Трэверс
Памела Трэверс

Произошла встреча Памелы Трэверс с Советской Россией в 1932 году, в дальнейшем свои впечатления и наблюдения она собрала в книгу эссе "Московская экскурсия".

Книга читается, конечно, интересно. Во-первых любопытно заглянуть почти на сто лет назад и обнаружить, что и сами люди, а также их проблемы, мало в чём изменились. Но, всё же, чтобы лучше понимать некоторые моменты из книги, хорошо бы вспомнить, какими событиями вошёл в нашу историю тот 1932 год.

Кстати, книга "Московская экскурсия" увидела свет в 1934 году. В том же году вышла книга, прославившая имя Памелы Трэверс - "Мэри Поппинс".

Так выглядела обложка книги
Так выглядела обложка книги

О книге "Московская экскурсия" есть такой отзыв, его оставил Джон Макнейр, заведующий кафедрой русского языка Квинслендского университета:

"Под гремучей смесью самоуничижения, юмора, иронии и фантазии скрываются противоречивые чувства — надежда и скептицизм, иллюзия и разочарование. Словом, те самые, что рождаются при встрече с советской реальностью..."

Конечно, чтобы понять всю гамму чувств, которая играет в уме молодой писательницы, нужно ознакомиться с её книгой. Теперь она уже переведена на русский и её можно найти и в электронном виде, и на бумаге.

В самом начале повествования у Трэверс есть несколько мыслей на которые стоит обратить внимание. К примеру:

Настоящая Россия тщательно скрывается от глаз праздных простаков-туристов...
...Вместо русской очистительной бури перед ним откроется якобы Возрождённая Россия — с её заводами, с её яслями, музеями, электростанциями. Но благородный смысл прославленных десяти дней (Джона Рида) навсегда потерян — осталась только внешняя голая оболочка...

Можно было бы спросить, а может быть простаки-туристы хотели видеть именно то, что совпадало с их представлениями. А из сегодняшнего дня вообще кажется что именно такая Россия, для них желанна и приемлема. И Россия и её жители, должны аккуратно вписываться в их разумение. Россия для них, вечный своенравный подросток, которого должна приструнивать строгая мамаша-европа.

То наша очистительная буря недостаточно очистительна, то, люди какой то ерундой заняты - строят заводы, ясли, музеи...

Здесь, кстати, пора сказать, что только за 1932 год страна построила и запустила такие гиганты как:

Днепрогэс, Нижегородский автомобильный (позднее Горьковский завод — «ГАЗ»), завод им. Молотова, знаменитая Магнитка - запущена первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината, вводён в действие 1-й государственный подшипниковый завод в Москве, построен первый советский гидросамолёт, образовано ЦКБ специального (подводного) судостроения, ныне это ЦКБ морской техники «Рубин», начал свою работу Кузнецкий металлургический комбинат, вступил в строй Волховский алюминиевый завод - с него началось развитие алюминиевой промышленности в стране, началось строительство канала Москва - Волга, и это далеко не всё.

Плакат 1932 г.
Плакат 1932 г.

Ну ведь, действительно, там было чему удивляться, но встреча английской писательницы с непонятной новой Россией полна недоумённого непонимания.

Вот например:

Правда о прошлом, особенно о том, что относится к царизму, столь ужасна, что не нуждается в приправах, но гиды, по инструкции или из-за слишком живого воображения, склонны трактовать её, исходя из советских принципов, а бедные туристы, хоть и готовы из вежливости разделять в разумных пределах гнев красных , не могут не замечать, что гнев этот настолько преувеличен, что уже приводит к contretemps — непредвиденным осложнениям. Именно эта намеренная фальсификация, больше, чем что-либо другое, вызывает в вас возмущение, возможно, тоже чрезмерное, современным советским режимом.

Никак не получается у англичанки понять, что там эти русские трактуют? Не нравится ей то, что она видит в этой стране. Она сама, собственно, и есть часть того мира, который с таким энтузиазмом разрушали эти хулиганы-русские.

Её страна, её соседи, всё такое привычное и понятное. Может быть ей не всё нравится на своей родине, но ничего другого она не желает. Все, кто пытаются нарушить привычный уклад, непонятны и враждебны.

Ниже приведу ещё один отрывок, где она наполняется скептицизмом в отношении "якобы врагов", которые повсюду мерещатся строителям новой России:

Вас пытаются убедить, что на границах, словно злобный дракон Святого Георгия, затаился классовый враг — главная угроза современной России. И пусть число таких врагов сократилось, тень их не стала меньше, что омрачает жизнь советским рабочим и воодушевляет их на всё новые трудовые подвиги. Как удачно классовый враг заменил легендарное чудовище прошлого! Но не ищите его на этих страницах: туристу известно о нём только понаслышке — как жителям Крита о Минотавре. Жаль, но я его не встретила. Сладкая ложь, может, и лучше горькой правды, только верится в неё с трудом.

Ну чем не нынешние наши разнообразные "партнёры", которые подперев нас своими базами, ракетами и прочими дружелюбными штуками, неустанно пеняют нам на излишнюю мнительность. А чтобы успокоить наше расстроенное воображение миролюбиво подсыпают санкционную соль на некоторые болезненные участки.

Может даже не со зла они так с нами поступают, и так делают. Просто так понимают и так считают правильным. Что при этом понимают с другой стороны, никогда их особенно и не интересовало.