Когда мне было шесть лет, я очень хотел пойти учится в школу. Я очень завидовал старшей сестре и брату.
И когда они приезжали на выходные из интерната, они в учебные дни жили там, так как наша школа находилась в семи километрах от деревни. Я вместе с ними писал , точнее рисовал, делал вид что занят учебой.
А когда они начинали собирать сумки , я поспешно бежал в чулан и нес оттуда отцовскую полевую сумку и высвободив ее от содержимого (выложив отцовские инструменты) складывал туда школьные принадлежности: ручки, карандаши, тетради, газеты, в общем все бумажное что найдется под рукой.
В надежде , что на этот раз они точно меня возьмут с собой.
Вот мы с сумками все вместе выходим и з дома, я радостно машу рукой маме. Она что-то шепчет сестре на ухо.
Я торжественно иду за сестрой с братом, но пройдя четыре дома, сестра за шкирку заталкивает меня к бабушке и со словами:
- Бабушка забери его , он опять за нами увязался,-и передает меня ей.
Бабушка меня по всякому утешает, но еще 10 минут стоит мой разочарованный детский плач.
После чая с конфетами, я маленькими детскими ручками утираю слезы, а бабушка торжественно мне объявляет:
- Ну теперь мы начнем учится.
- А ты умеешь учить,-удивленно спрашиваю я.
- Еще как!
На тетрадном листке мне бабушка пишет буквы, я должен писать такие же. В то время мне было все равно, да я и не понимал, что бабушка меня учит латинским буквам, впрочем она других-то и не знала.
Шапка ушанка на голове, сумка через плечо, встречные меня спрашивают:
- Азат, ты откуда такой?
- Со школы,- важно отвечаю я.
- С какой школы?
- У бабушки, а Вы не знали, она оказывается учительница.
Наконец-то я всё-таки 1 сентября 1973 года я успешно прошел дом бабушки, никто меня туда за шкирку не затащил.
Прозвенел первый звонок. Учительница красивая тётенька, зовут её Расима Гумеровна, но говорит она на незнакомом русском языке. Нам ребятам из татарской деревни кажется, что мы никогда не научимся так разговаривать. Но проходит неделя, свежий детский мозг воспринимает всё, тем более огромное желание учиться.
Так прошло два месяца , на выходных я побежал к любимой бабушке. Она меня усадили за самовар как важного гостя и начала расспрашивать:
- Как дела в школе? Научился русскому языку.
- Да, все хорошо, я уже выучил русский язык,- похвастался я и для пущей важности произнес несколько слов , которые запомнил. Хотя русский давался мне тяжело и до совершенства было далеко.
- На следующей неделе пойдем в Александровку, к бабе Оле, покупать гусей, поможешь мне с переводом ,- обрадовалась бабушка.
Деревня Александровка находилась в 6 км от нашей. Мы с бабушкой шли пешком и она мне тихонько рассказывала, что в этой жизни плохо,а что хорошо, как себя вести за столом и просто о жизни. Надо честно сказать в формировании моей личности она сыграла основную роль.
Мы стоим на крыльце бабы Оли она радостно причитает:
- Камилла, вот так сюрприз, давай давай заходи, садитесь за стол , с дороги устали наверное
- Якши, якши,-отвечает бабушка.
Баба Оля такие простые слова видимо понимает. Мы пьём чай и бабушка начала объяснять, что нас привело к бабе Оле.
- Знакум, моя хочет купить один мужик гусь и два мама гусь.
- хорошо ,Камилла, я тебе продам одного гусака и одну гусыню,- баба Оля поняла без моего перевода бабушкины слова.
- Ну что она говорит, -спрашивает меня бабушка так как не поняла, что сказала ей хозяйка.
- Она сперва даст одного гуся, а потом попозже двух.
- Нет, так плохо, мне все надо,-рассердилась бабушка,-деньги есть.
- Я всех 12 не отдам, обиделась баба Оля.
Не знаю чем бы закончился спор, если бы на обед с работы не пришел дядя Гена, сын бабы Оли, он прекрасно говорил на татарском, так как учился среди татар. Он выслушав обе стороны, объяснил кто что хочет. Бабушка и баба Оля смеялись до слёз. Только я понимал,что дебют переводчика у меня провалился, но почему-то бабки меня хлопали по спине и приговаривали: " Молодец сынок".