В конце ноября пост начальника управления информационной политики правительства области покинула Дарья Богданова. Теперь она возглавляет инновационный и очень перспективный проект "Центр управления регионом" на федеральном уровне. За три дня до ее отъезда мы поговорили с Дарьей о том, каково это - делать карьеру и находить баланс между работой и семьей.
- Сколько вам было лет, когда вы возглавили управление информационной политики? Как вы считаете - были ли вы готовы к этой работе в столь молодом возрасте?
- Мне было 24 года, в моей ответственности оказались пресс-службы губернатора и правительства, областной информационный центр и агентство мониторинга и социологических исследований. До этого я активно занималась вопросами открытости власти. Когда мне предложили эту должность, были сомнения и у меня, и у моих коллег - я была пришлым человеком, никто из вологодских журналистов меня почти не знал, у многих, конечно, был в глазах вопрос. Но уже после первых совместных проектов все вопросы отпали сами собой. По поводу возраста - это вообще тенденция новая, последние несколько лет в нашей политической культуре происходит омоложение, таких примеров много. Так, Антону Алиханову, когда он стал губернатором Калининградской области, было 30 лет. И всего через год работы его признали одним из самых эффективных.
- До момента назначения начальником управления вы уже работали с губернатором? Ведь, как я понимаю, именно он вас пригласил на эту позицию.
- Да, мы работали вместе еще с тех пор, когда Олег Александрович был мэром Череповца. Все начиналось с того, что я занималась его открытостью в социальных сетях . Тогда в России только появилась сеть « Вконтакте » , она быстро набирала популярность, и мы делали первые шаги в общении с населением в онлайн-пространстве.
- Кроме управления большой системой первое время в Вологде вы фактически исполняли функцию пресс-секретаря губернатора. Чем отличается эта работа от работы любого другого пиарщика государственной или коммерческой компании?
- Прежде всего другим порядком ответственности. Она есть у всех, но здесь иной масштаб: каждое слово может повлиять на огромные коллективы, на глобальные процессы, связанные со всеми жителями региона. Ну и потом - ритм. Часто бывают экстренные случаи, когда, например, где-то взорвалась котельная, случился паводок или еще что-то. И тут всегда надо быть готовым включиться мгновенно, буквально в течение двух минут все узнать, проверить, согласовать, выдать людям информацию о том, когда все будет восстановлено, объяснить порядок урегулирования и т.п. Мне, например, могут позвонить вечером - через 20 минут вертолет, летим в Великий Устюг. Поэтому у всех моих сотрудников и у меня, как у силовиков, есть понятие дежурного чемоданчика. Минимальный набор личных вещей для поездки всегда наготове. Конечно, это большая нагрузка, физическая в том числе.
- Хочу спросить про личное. Как можно совместить работу с семьей - это понятно. А как совместить карьеру с семьей? Все же работа и карьера - очень разные вещи.
- Очень непросто. Думаю, рецепт только один - крепкая семья. Когда мы познакомились с моим будущим мужем, я его сразу предупредила, если он рассчитывает на серьезные отношения, не все будет совсем стандартно. Он ответил, что готов меня поддерживать. Нашей дочке уже 2 года, и своего обещания он не нарушил. Бывают сложные периоды, когда я работаю по 10-11 часов ежедневно, тогда я его в шутку спрашиваю - зная все заранее, женился бы на мне снова? Говорит - да. Так что многое зависит от мужчины - готов он принимать или нет. С бытом и воспитанием ребенка нам очень помогают наши родители, поэтому вопрос о няне у нас не стоял изначально, в этом плане нам несказанно повезло.
- Если у вас по работе возникает дилемма, вы советуетесь с кем-нибудь?
- Да, у пресс-секретарей регионов есть свой чат, где мы обмениваемся опытом и делимся друг с другом профессиональными лайфхаками. Особенно это помогало, когда началась пандемия. Более плотная дружба у нас сложилась с коллегами из Волгограда, возможно , на почве того, что нас часто путают из-за созвучных названий. А если возникают какие-то стратегические вопросы, я могу посоветоваться с губернатором, но не в формате: «Что делать? » . Я прорабатываю возможные варианты решения, обозначаю возможные последствия, только тогда уже прошу его совета при выборе.
- В этом году в России была запущена новая информационная система по управлению, условно, социальной напряженностью населения. Из всех субъектов страны Вологодская область показала самый успешный результат по ее внедрению. Проектом руководили вы. За счет чего вам это удалось сделать?
- Да, этот проект называется « Центр управления регионом » . По сути, это робот, который собирает из всех социальных сетей по ключевым словам мнения и отзывы жителей области о том, как работают исполнительная власть и ряд других компаний. На основании этого губернатор может объективно оценивать работу департаментов. Например, в режиме онлайн мы получили информацию о том, что в одном из поселков Сокольского района пропало освещение. Люди начали писать в местных группах, задавать вопросы друг другу - у кого какая есть информация, когда включат свет и т.п. Наша работа состоит в том, чтобы быстро среагировать, связаться с департаментом топливно-энергетического комплекса, « Сбытовой компанией » и в течение 10 минут написать под этим постом официальный ответ с корректной информацией от лица департамента. Причем ответить лично абсолютно каждому человеку, кто поднимал эту тему. Таким образом, в любой момент времени мы видим так называемую тепловую карту - в каких районах области больше всего люди пишут о проблемах. И мы можем мгновенно оценивать ситуацию - по каким вопросам негатив, какая степень напряженности у жителей. Направление инцидент-менеджмента очень перспективно.
- Чем же все-таки отличилась ваша команда в реализации этого проекта?
- Мы сделали это быстрее всех - за пять месяцев, а не за 8-10, как другие регионы. И эффективнее, поскольку сразу наладили интеграцию и совместную работу с другими структурами, то есть наша помощь людям в решении их вопросов более адресная и точечная. Кроме того, в ходе регулярных отчетов Москве, мы активно участвовали в доработке дорожных карт внедрения, проявляли инициативу, обосновывали логику решений - почему мы считаем, что наш вариант оптимальнее, чем тот, что нам предложили.
- Вы уезжаете в Москву возглавлять этот проект на федеральном уровне?
- Да, в начале октября мне сделали предложение от АНО «Диалог. Регионы», которое работает в одном направлении с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций . Я посоветовалась с Олегом Александровичем, мы оба решили, что это хорошая возможность, и он дал добро.
- Губернатор вас сразу отпустил?
- Да, конечно. Он отпустил меня с легким сердцем, сказал - хорошо, что в Москве будет больше наших земляков.
- От общих коллег я часто слышала о вас, что Дарья - прекрасный руководитель. Заслужить такое признание на самом деле непросто. А как вы подбираете людей в свою команду?
- У меня два главных критерия . Первый - профессионализм, то есть человек должен разбираться в своем деле. Мы работаем на высоких скоростях, поэтому второе, что необходимо , - быстрота реакции, мысли, а также умение быстро обучаться. Ну и я еще обращаю внимание на такой факт - курит ли человек. Это чисто мое личное предпочтение. В моей команде почти никто не курит.
- Судя по фотографиям в соцсетях, ваше увлечение - вязание.
- Не то что бы увлечение, но да, иногда я вяжу. Если есть время, например, в дороге или в отпуске удается выкроить возможность, я делаю что-то для души. По вязанию я давно поняла, что не стоит распыляться, а лучше научиться хорошо делать что-то одно. Поэтому ассортимент моих изделий сводится к обычному прямому шарфу и носкам. Я уже знаю свою производительность - за зиму успеваю вязать ровно один шарф и две пары носков. Как правило, я все это дарю близким людям. Так что все знают, что если я дарю кому-то свои носки - значит, человек действительно мне дорог. Единственный, кому до сих пор не доходят руки связать носки - мой муж, просто потому что у него 46 размер ноги.
- А что читает или смотрит человек, отвечающий за информационную политику области? Если не брать рабочие вопросы.
- В последнее время я мало езжу за рулем, поэтому читаю в основном в машине, самолете или в командировках.
Сериалы я вообще почти не смотрю, поэтому разговоры о новинках « Нетфликса » - это не ко мне. Как-то начала смотреть «Черное зеркало » , но он мне не зашел. Вообще сериалы - очень грамотно спроектированная вещь: включил первую серию - и тебя « засосало » до 4 утра. Я такого графика не могу себе позволить, поэтому изредка смотрю фильмы, в основном исторические. То , что могу порекомендовать , - это все со мной из детства – «Сибирский цирюльник» Михалкова и «Гордость и предубеждение» с Колином Фертом.
- А чем подпитываетесь? У вас есть какие-то женские радости или слабости?
- Я очень спокойно отношусь к такого рода вещам. Заниматься гардеробом, скупать сумки, украшения, косметику - это все не про меня. Если честно, я даже не считаю нужным в это вкладывать большие деньги. Я никогда не была зависимой от вещей и привязываться к ним не вижу смысла. Салоны я посещаю нечасто. Но даже на маникюре не было такого, чтобы я спокойно сидела - все время на одной руке красят ногти, а другой я отвечаю на сообщения и звонки. Вот мы сейчас пока с вами общаемся, у меня за час уже 6 непринятых от разных людей - обновляем статистику по коронавирусу, хотя сегодня и суббота. Завтра тоже работаем весь день.
- Дарья, у вас есть мечта?
- Думаю, она довольно обычная - быть чаще с семьей, воспитать дочку достойным человеком. Все же работа работой, но семья - это то, что дает ощущение почвы под ногами.
Текст: Татьяна Марданова
Фото : Вероника Сергеева, Ольга Лаговская