Найти в Дзене

Обман в автосервисах - мифы и реальность. Взгляд изнутри.

Здравствуйте россияне! Сегодня хотелось бы поговорить о реалиях бизнеса по обслуживанию и ремонту автомобилей в нашей стране. Конечно могу говорить на сто процентов только за один город, где живу и работаю, но, думаю ситуация в Челябинске вряд ли отличается от ситуации в Омске или в Новосибирске.
Много читаешь на Дзене рассказов о жизни автосервисов "от автослесаря" или от "другана с СТО" и

Здравствуйте россияне! Сегодня хотелось бы поговорить о реалиях бизнеса по обслуживанию и ремонту автомобилей в нашей стране. Конечно могу говорить на сто процентов только за один город, где живу и работаю, но, думаю ситуация в Челябинске вряд ли отличается от ситуации в Омске или в Новосибирске.

Много читаешь на Дзене рассказов о жизни автосервисов "от автослесаря" или от "другана с СТО" и подобных, но немногие из них похожи на правду или суть вопроса сильно искажена. Так случилось, что уже более 25 лет своего бытия я посвятил такому нелегкому бизнесу, как автосервис в ипостасях от слесаря до технического директора и сейчас владельца небольшой СТО и могу поведать немного больше чем "один друг рассказал" или "моторист поставил точку......". И ответственно могу сказать, что "обманы" типа недолили масла или поставили деталь б/у вместо новой или протерли тряпочкой и сказали, что сменили и т.п. - детский лепет малышей не знакомых с реалиями.

Чтобы всем была понятна причина плачевного состояния дел с честным ремонтом и ТО давайте те, кому 40+ вернемся в 80-е, а тем кто моложе, думаю интересно будет послушать исторический экскурс.

В советское время автосервисы были представлены только фирменными СТО автопроизводителей - ГАЗ, ЗАЗ, ВАЗ, Москвич и т.д. Попасть туда на ТО и ремонт для простого смертного являлось чем то сродни попаданию в рай заживо. Частников официально не было - от слова совсем. А вот неофициально в гаражных кооперативах работали рукастые дяди Феди и Васи. Кто то в свободное от основной работы время, кто то полный рабочий день. Кто то был рукастый кулибин - самоучка, кто то мастер с фирменной СТО в свободное время использующий свой опыт и честно украденные дефицитные запчасти.

С началом перестройки и всеобщего развала стали появляться частные (кооперативные) сервисы. Чаще всего в гаражах или на площадях разоряющихся предприятий. Слово подъёмник или гайковерт в большинстве из них было из области фантастики, но самые передовые к середине 90-х уже располагали неплохим парком оборудования и литературы, а также некоторыми познаниями в ремонте иномарок. Стали появляться и дилерские центры - мало чем отличающиеся по интерьеру, оборудованию и персоналу от средней руки СТО. Без шоу румов и вдувательных девушек на ресепшене. Наступил золотой век автосервисов в России. Тогда баланс "количество автомобилей - сервисов - грамотных мастеров" был настолько оптимален, что всем хватало и клиентов и выручки и даже было время на отдых - потратить заработанное. И все были довольны. Бонусом было почти полное отсутствие налогового, пожарного и прочих контролей.

В начале 2000-х бизнес процветал и пах ароматами зеленых денег. Примерно с 2003 -04 годов начался, сперва незаметный, перекос в сбалансированности бизнеса. Появилось немалое количество молодых и не очень ребят наблатыкавшихся в кручении гаек и понимающих в устройстве распространенных моделей. Также у многих имеющих деньги уважаемых, и не очень людей появился вопрос - почему бы не вложить денег в прибыльное дело. А то вон Игорян (Сёма, Петруха, Ванёк и т.д.) открыл СТОху и бабло рубит налево - направо. Началось массовое открытие сервисов. Понятно, что на каждый сервис требуется энное количество слесарей и клиентов. Когда сервисов в большом районе было два, а стало четыре, вроде не сильно заметно. А вот когда стало десять - тут уже отчетливо проявилась нехватка клиентов, сервисменов и, понятно денег. Думаю все видели подобные ситуации в сфере грузоперевозок, пивных и пр. Так в огромном спальном районе, где располагается мой сервис, за последние десять лет количество СТО увеличилось с 12 до 76 ( те, что можно увидеть и сосчитать по рекламному справочнику) !!! Понятно, что на многих СТО не успевших наработать клиентуру остро стоит вопрос выживания в условиях почти полного отсутствия работы.

И вот теперь перейду к основной теме. Как выживают автосервисы и почему множатся разного рода обманные схемы в этой сфере бизнеса.

Где срубить бабла друг???

Представим себе сервис, где за смену раз за разом проходит всего три - пять машин с заменой масла, колодок, фильтров - короче мелкомелкосрочка. Такая ситуация последнее время повсеместно и всё чаще. А ещё вирус - будь неладен. Денег заработали несколько тысяч. В пределах десятки. Света и тепла нажгли не на сто рублей, а поболе. Аренда за день щёлкнула, налоги. А ещё ведь надо слесарям зарплату, мастеру приемщику, снабженцу и прочим. На большинстве средних и крупных СТО помимо слесарей есть и такие работники. Бывает ещё уборщица, бухгалтер и т.д. Руководство чешет лоб или ещё что то и собрав коллектив даёт указания по увеличению выработки при уменьшении потока клиентов. И вот тут и начинается обман. При условии, что 99% современных клиентов, мягко говоря не очень понимают в машине, то это даже не обман, а благие дела и всяческая забота о них. Начинаются "бесплатные диагностики" ходовой части. После такой диагностики автовладелец выезжает с "простыней" тысяч на семьдесят, на ремонт ходовой части обычной рабоче-крестьянской "Короллы". Хотя и жалоб то не было особо. Так заехали по акции из интереса. Но грамотные слесари и добрейший приветливый мастер - приемщик поясняют, что замена всех четырех амортизаторных стоек, пыльников ШРУС, шаровых опор и т.п. требуется для стабилизации оптических осей фар, что в свою очередь положительно скажется на истечении выхлопных газов и уменьшит турбулентность оных в зоне ремня привода ГРМ и в картере АКПП. А китайские дублевые запчасти - есть лучшее, что нам дано на сегодняшний день, поскольку изготовлены они под наблюдением и по лицензии императора Хирохито. Поэтому и стоят чуть дороже фирменных.

Заехав с жалобой на стук в подвеске, после осмотра у меня на сервисе можно сменить стойки стабилизатора - проще "яйца" за 2500р. под ключ. И забыть про стук. А можно заехать в сеть станций послегарантийного обслуживания "Пит-стоп сервис" или "Шнобель-1" и разгрузиться там на очень кругленькую сумму, сменив половину деталей подвески. Потому, что слесарей там десять человек, а вот ресепшена, приемщиков, бухгалтерии, мастеров цеха, директоров технических, финансовых, генеральных, менеджеров по запчастям не один десяток. А ещё оплата франшизы и обязательство выгребать у хозяина франшизы, китайских запчастей на нехилую сумму в месяц.

После "бесплатных" диагностик весной и осенью мои постоянные клиенты часто приезжают с претензией. Дескать - как так? Неделю назад смотрелись у тебя, ещё и платно - там список из трёх пунктов, а на бесплатной в "Шнобеле" - пятнадцать пунктов на сорок тысяч!!! У меня машина разваливается, а твои ребята мышей не ловят!!! Поднимаешь машину и вместе с клиентом идешь по пунктам. Через пять минут - это чё? меня нае..... обмануть пытались??? Ну съезди - спроси. Тебе объяснят. Может быть.

Мелкие автосервисы также грешат такими методами заработка. Но в их случае это чаще не способ выжить, а тяжкое наследие работы слесарями в крупных сетевых сектах, тьфу.... автосервисах. Привыкли так. Это норма уже - дефектовать исправное.

Помимо этого крупные антуражные сервисы грешат обманом на тему - наши слесари проходят обучение на курсах, в школах, в академиях и пр. Люди ведутся на это и бегут на ремонт к "специалистам", которых за месяц сменилось там человек пять. Так вышло, что один из моих парней упав на даче сломал руку сложным переломом и на пару месяцев выпал из работы. Тут на удачу заходит паренек и спрашивает о работе. Работал в "Пит сервисе" три года и в связи с переездом уволился, а переезд затянулся и надо месяц-другой где то перекантоваться. На ловца и зверь... . Ставлю ему замену масла в АКПП. Спрашивает - солью, залью чистого, дам поработать и опять солью-залью. Я в шоке. Говорю - ты же в "Пит-школе" учился!!! Он глаза круглые делает - у нас все так меняют. Так и масла больше уходит (продается) и меньше телодвижений. Про школу - говорит - ничего не слышал за три года, а вот мастера-приемщики постоянно катались на обучение - как принимать.... у клиента побольше денег. Не раз приходилось слышать от клиентов - поеду ка я на такой то антуражный автоцентр - там же специалисты..... . Хочется таких спросить - они тебе сказали, что на работу берут только тех, кто из мамки в роддоме вылез сразу с надписью на лбу - "суперслесарюга для ......сервиса" ??? Там же такие же парни с улицы работают. А специалист или нет не от стоимости кафеля на СТО зависит.

Следующий обман - гарантийные обязательства на запчасти и работы. Если взять в руки Закон о защите прав потребителей и внимательно почитать положения о гарантийных обязательствах на ремонт чего либо, то станет понятно, что добиться от нерадивого ремонтёра переделать работы или заменить некачественные запчасти - удел сильных духом и обладающих неограниченным свободным временем. На любую претензию клиента грамотный и опытный мастер предложит десяток вариантов, как клиент сам всё и испортил. И если на некоторых станциях по первой же просьбе постоянного клиента всё перепроверят и исправят недочеты, а слесарь получит люлей, то там, где на потоке стоит не ремонт машин, а рубка капусты добиться правды почти нереально. Мои парни тоже не роботы и бывают огрехи, но каждый клиент знает, что безо всяких чеков и нарядов недочёты будут с извинениями устранены моментально.

То о чем я написал - это и есть основной обман в нашем бизнесе. Статьи на тему сервиса и ремонта машин я планирую и далее. Если что вспомню по поводу обманов - допишу. А недолитое масло - это детский лепет и копейки. Нормальный человек на такое не разменяется. Да и проверить всегда легко в секунду.

Всем удачи!!!