Около Уржума, на живописном берегу небольшой речки Буй, расположилось село Архангельское. В последнее десятилетие его облик стал кардинально меняться. Заросшее бурьяном места с проглядывающимися сквозь растительность развалины храма превратились в ухоженное село с восстановленной белоснежной церковью. У Архангельского очень богатая история, свой след в Которой оставили даже Васнецовы.
Немного о прошлом
За всё время, что существует село, оно носило несколько названий: Буй, Буйско-Архангельское, Буйское, Архангельское. По мнению краеведов, поселение на реке Буй возникло в 1618 году. В первой ревизии или как она ещё называется Подушная перепись податного населения, за 1722−1727 годы в Архангельском в 13 дворах проживало 104 человека мужского пола. Кроме того в старинных бумагах упомянуты 12 новорожденных мальчиков. В то время поселение уже именовалось селом − вероятно, стояла церковь. По данным 1748 года, численность мужского населения подросла до 128 человек.
Припарковав машина на обочине напротив храма, снаряжаю фотоаппарат и выхожу на улицу. Вокруг тишина, ни души. Лишь мерно падающий снег, будто с едва слышимым шорохом ложиться на землю. На смену морозам пришли снегопады, а тут синоптики вновь обещают холода.
Современная улица Архангельского проходит вдоль течения реки приблизительно на 800 метров. Раньше, похоже, она была куда больше − ряд старых тополей уходит дальше, в сторону поля.
Что же я заметил первым делом, выйдя из машины? Расчищенную дорогу и добротные дома. После многочисленных пейзажей с развалинами очень приятно наблюдать полную противоположность, а именно − кипящую жизнь.
Но всё же время оставило свои «рубцы» в виде широких пустырей между домами. А из-за преобразившей природу зимы пришло в голову название для них − «белые пятна». На их месте раньше тоже стояли дома.
В мае 1746 года Казанский Владыка Лука утверждает храмозданную грамоту на строительство деревянной церкви в деревне Буй. Тут мы видим, что поселение именуется уже деревней. У меня есть два варианта: или где-то закралась ошибка, или та церковь, благодаря которой в первой четверти 18 века Архангельское именовалось селом, была утрачена. За ней исчез и статус села. А возведённая по сему благословению церковь возвращала этот потерянный тип крестьянского поселения.
В 1664 году Казанский Архиепископ Амвросий дает благословение на строительство новой деревянной церкви, поскольку та сгорела. А в январе 1787 года Архиепископ Амвросий позволил возвести уже каменный храм во имя Вознесения Господня с приделами в честь Архангела Михаила и Святителя Алексия Митрополита. В том же году его и построили. До наших дней дошли сведения, что средства на новую церковь жертвовала вдова титулярного советника, помещица Мавра Ивановна Балахонцева.
В 19 веке, по Списку населённых мест Вятской губернии 1859 − 1873 годов, в селе Архангельском стояло 69 дворов и числилось 632 жителя обоего пола.
Иду по сельской улице. Уже позади храм и несколько домов, но никого из местных жителей ещё не встретил. Из всех звуков − только скрип снега под ногами. К сожалению, кроме длинных прогалов между домами встречаются и развалины некогда крепких и добротных изб. Пройдёт время и они превратятся в заросшую ямку.
А вот и каменный дом! Взгляд сразу зацепился за украшающие его лепные наличники и ажурные узоры из кирпича. Действительно, в прошлом наши предки продумывали всё до мелочей, не забывая и о внешнем виде своего жилья. Считаю, такие великолепные здания можно по праву считать произведениями искусства!
Следом за ним ещё один дом из кирпича. В его стенах, по-видимому, работал магазин. Об этом говорят заложенные некоторые окна, решётки на оставшихся и звонок − сигнализация.
Представляю, какой вид из этих окон, особенно летом! Зелень, река, заливной луг и лесок на холме. Если присмотреться, то можно разглядеть верхушки высоченных тополей − единственного, что осталось от бывших Старого и Нового Савкино − двух соседних деревушек.
По следам Васнецовых
Далеко не все знают, что с селом Архангельским связан и род Васнецовых − знаменитых на весь мир художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. Их младшие братья здесь трудились. Аркадий Михайлович Васнецов, народный учитель и будущий глава города Вятки, в промежутке между 1878 и 1882 годами преподавал в сельском земском училище.
Другой брат именитых художников Александр Михайлович Васнецов, народный учитель и собиратель фольклора, после 1867 года приезжал в Буйско-Архангельское, чтобы запечатлеть уникальные песни. Они вошли в сборник «Песни Северо-Восточной России», изданный в 1894 году и переизданный в 1949-м.
Найдя эту книгу и полистав её, обнаружил упоминание о селе. Как пишет сам А. М. Васнецов, здесь он столкнулся с неординарным примером, когда «запевалой» являлся «пятидесятилетний мужик»:
Не рѣдко хороводницами бываютъ молодушки и даже женатыемужики. (Село Архангельское, Урж. у, гдѣ «запѣвало» — пятидесятилѣтній мужикъ, безъ котораго у дѣвушекъ пѣсни не поются и игры неладятся). Большая часть хороводныхъ пѣсенъ поетсясъ ея изображеніемъ и выполненіемъ, смотря по содержанію пѣсни. Дѣйствующими лицами является или весь хороводъ, или нѣсколько играющихъ. Напѣвъ пѣсенъ тихій, плавный, съ соблюденіемъ извѣстнаго такта.
Свидетели перемен
Наверное, где-то десять минут я стоял и рассматривал деревянный домик, которому, на глаз, лет этак 150. Цвет брёвен не серый, как обычно, а с коричневым оттенком. Много гнилых трухлявых участков. Ну и, как мне показалось, слишком маленькие окна. И действительно, похоже, я угадал. Эта изба − настоящий пришелец из прошлого, построенный в 1800-х года. Об этом мне поведала мужчина, расчищавший площадку у своего жилища перед домом.
Постройки все убрали, а этот дом даже шевелить не стали, потому что он оштукатурен внутри, дранка вся на гвоздях. Там пилить устанешь, а тем более штукатурка, − рассказывает историю местный житель.
Получается он, как богатырь, бросает вызов времени и всем сельским домам, давая понять, кто здесь самый стойкий и мудрый. Жаль, правда, что его век скоро кончится.
А улица и не думает заканчиваться. С современными жилыми домами соседствует ещё одно историческое здание. Это большой каменный дом, покинутый относительно недавно, но с дырявой крышей и рухнувшими деревянными постройками. В него попадает дождь, талая вода. Даже поверить трудно, как такое красивое крепкое здание могло оказаться ненужным своим хозяевам...
Пиковая численность населения Архангельского была, согласно «Книге Вятских родов В. А. Старостина», в 1891 году и составляла 788 человек. После лихих годов революции и Гражданской войны, по переписи 1926 года здесь проживало 355 человек. Хозяйств насчитывалось 88.
Годы шли, а людей становилось всё меньше и меньше. По состоянию на 1 января 1950 года село насчитывало 173 человека. В 1989 году − уже 43.
В ходе всеобщей переписи населения 2002 года в Архангельском зарегистрировали 54 жителя. По данным переписи 2010 года жителей стало меньше − 29 человек.
Во время разговора архангельцы обмолвились, что, дай Бог, сейчас тут 23 человека живёт.
По переписи тут население может и под полста человек и больше быть, кто прописан. Потому что в Чаму (соседняя деревня) ни одного жителя сейчас нет по факту. А по переписи там человек под 50 точно будет, − поделился переехавший сюда десять лет назад мужчина.
Без дороги и без газа
Жизнь за городом хороша, как ни крути. Но есть в сельской местности и свои проблемы. О них также рассказали местные жители. Первая из них − это дорога.
Полдороги есть, а полдороги нет. Щебёнку привезли, так нам растолкать никак не могли даже. Сами договорились, сами привезли. Растолкайте только нам. И то, лопатой кидали. Там, до лога, мы называем село, а здесь − это околоток наш, − сетуют архангельцы.
Вторая проблема − газ. Он проходит лишь через половину Архангельского.
У нас из-за церкви тот конец газифицировался. Они с газом живут, а мы на дровах. А здесь как будто нет села. Газ нужен − за свой счёт, пожалуйста. Там жители бесплатно провели, а мы за деньги должны, − жалуются на несправедливость собеседники.
Как я понял из разговора, село негласно разделено на две половины. Первая − до овражка. Тут и щебёнка, и газ, и храм. А за ложком − околоток, как его прозвали сельчане. Действительно, я заметил, как выныривающие из земли газовые трубы заканчиваются ровно на бывшем магазине.
Получается, благами цивилизации пользуется только половина населения, в то же время, как их соседи испытывают неудобства и живут словно в васнецовских временах.
А я, в свою очередь, подхожу к концу улицы, да и к завершению этой статьи. Напротив последнего дома разворачивался трактор, что чистил снег. Дальше − только тополя и белое безмолвие.
Данное путешествие − некая смесь экскурса в историю, вроде, на первый взгляд, ничем не примечательного места. Но как только ступишь своими ногами на землю да прочтёшь литературу, начинаешь понимать, как много мы ещё не знаем. Может, проглядывается некое сравнение прошлого и настоящего. Где лучше, а где хуже − судить исключительно читателю.
Михаил Буторин, 2021