Найти тему
Вятский Хутор

Сгорела церковь, приезжали Васнецовы. Секреты старого вятского села Архангельского

Оглавление

Около Уржума, на живописном берегу небольшой речки Буй, расположилось село Архангельское. В последнее десятилетие его облик стал кардинально меняться. Заросшее бурьяном места с проглядывающимися сквозь растительность развалины храма превратились в ухоженное село с восстановленной белоснежной церковью. У Архангельского очень богатая история, свой след в Которой оставили даже Васнецовы.

Немного о прошлом

За всё время, что существует село, оно носило несколько названий: Буй, Буйско-Архангельское, Буйское, Архангельское. По мнению краеведов, поселение на реке Буй возникло в 1618 году. В первой ревизии или как она ещё называется Подушная перепись податного населения, за 1722−1727 годы в Архангельском в 13 дворах проживало 104 человека мужского пола. Кроме того в старинных бумагах упомянуты 12 новорожденных мальчиков. В то время поселение уже именовалось селом − вероятно, стояла церковь. По данным 1748 года, численность мужского населения подросла до 128 человек.

Припарковав машина на обочине напротив храма, снаряжаю фотоаппарат и выхожу на улицу. Вокруг тишина, ни души. Лишь мерно падающий снег, будто с едва слышимым шорохом ложиться на землю. На смену морозам пришли снегопады, а тут синоптики вновь обещают холода.

Возрождённый храм в наши дни.
Возрождённый храм в наши дни.

Современная улица Архангельского проходит вдоль течения реки приблизительно на 800 метров. Раньше, похоже, она была куда больше − ряд старых тополей уходит дальше, в сторону поля.

Вдоль улицы села.
Вдоль улицы села.

Что же я заметил первым делом, выйдя из машины? Расчищенную дорогу и добротные дома. После многочисленных пейзажей с развалинами очень приятно наблюдать полную противоположность, а именно − кипящую жизнь.

Но всё же время оставило свои «рубцы» в виде широких пустырей между домами. А из-за преобразившей природу зимы пришло в голову название для них − «белые пятна». На их месте раньше тоже стояли дома.

Одинокий дом.
Одинокий дом.

В мае 1746 года Казанский Владыка Лука утверждает храмозданную грамоту на строительство деревянной церкви в деревне Буй. Тут мы видим, что поселение именуется уже деревней. У меня есть два варианта: или где-то закралась ошибка, или та церковь, благодаря которой в первой четверти 18 века Архангельское именовалось селом, была утрачена. За ней исчез и статус села. А возведённая по сему благословению церковь возвращала этот потерянный тип крестьянского поселения.

В 1664 году Казанский Архиепископ Амвросий дает благословение на строительство новой деревянной церкви, поскольку та сгорела. А в январе 1787 года Архиепископ Амвросий позволил возвести уже каменный храм во имя Вознесения Господня с приделами в честь Архангела Михаила и Святителя Алексия Митрополита. В том же году его и построили. До наших дней дошли сведения, что средства на новую церковь жертвовала вдова титулярного советника, помещица Мавра Ивановна Балахонцева.

Храм во имя Вознесения Господня, снимок 1911 года.
Храм во имя Вознесения Господня, снимок 1911 года.

В 19 веке, по Списку населённых мест Вятской губернии 1859 − 1873 годов, в селе Архангельском стояло 69 дворов и числилось 632 жителя обоего пола.

Иду по сельской улице. Уже позади храм и несколько домов, но никого из местных жителей ещё не встретил. Из всех звуков − только скрип снега под ногами. К сожалению, кроме длинных прогалов между домами встречаются и развалины некогда крепких и добротных изб. Пройдёт время и они превратятся в заросшую ямку.

Развалины.
Развалины.

А вот и каменный дом! Взгляд сразу зацепился за украшающие его лепные наличники и ажурные узоры из кирпича. Действительно, в прошлом наши предки продумывали всё до мелочей, не забывая и о внешнем виде своего жилья. Считаю, такие великолепные здания можно по праву считать произведениями искусства!

Добротный каменный дом.
Добротный каменный дом.

Следом за ним ещё один дом из кирпича. В его стенах, по-видимому, работал магазин. Об этом говорят заложенные некоторые окна, решётки на оставшихся и звонок − сигнализация.

Тут уже живут люди.
Тут уже живут люди.

Представляю, какой вид из этих окон, особенно летом! Зелень, река, заливной луг и лесок на холме. Если присмотреться, то можно разглядеть верхушки высоченных тополей − единственного, что осталось от бывших Старого и Нового Савкино − двух соседних деревушек.

Взгляд в сторону деревень Савкино. Ровно по центру − взвоз.
Взгляд в сторону деревень Савкино. Ровно по центру − взвоз.

По следам Васнецовых

Далеко не все знают, что с селом Архангельским связан и род Васнецовых − знаменитых на весь мир художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. Их младшие братья здесь трудились. Аркадий Михайлович Васнецов, народный учитель и будущий глава города Вятки, в промежутке между 1878 и 1882 годами преподавал в сельском земском училище.

Другой брат именитых художников Александр Михайлович Васнецов, народный учитель и собиратель фольклора, после 1867 года приезжал в Буйско-Архангельское, чтобы запечатлеть уникальные песни. Они вошли в сборник «Песни Северо-Восточной России», изданный в 1894 году и переизданный в 1949-м.

Страницы из книги А. М. Васнецова.
Страницы из книги А. М. Васнецова.

Найдя эту книгу и полистав её, обнаружил упоминание о селе. Как пишет сам А. М. Васнецов, здесь он столкнулся с неординарным примером, когда «запевалой» являлся «пятидесятилетний мужик»:

Не рѣдко хороводницами бываютъ молодушки и даже женатыемужики. (Село Архангельское, Урж. у, гдѣ «запѣвало» — пятидесятилѣтній мужикъ, безъ котораго у дѣвушекъ пѣсни не поются и игры неладятся). Большая часть хороводныхъ пѣсенъ поетсясъ ея изображеніемъ и выполненіемъ, смотря по содержанію пѣсни. Дѣйствующими лицами является или весь хороводъ, или нѣсколько играющихъ. Напѣвъ пѣсенъ тихій, плавный, съ соблюденіемъ извѣстнаго такта.

Свидетели перемен

Наверное, где-то десять минут я стоял и рассматривал деревянный домик, которому, на глаз, лет этак 150. Цвет брёвен не серый, как обычно, а с коричневым оттенком. Много гнилых трухлявых участков. Ну и, как мне показалось, слишком маленькие окна. И действительно, похоже, я угадал. Эта изба − настоящий пришелец из прошлого, построенный в 1800-х года. Об этом мне поведала мужчина, расчищавший площадку у своего жилища перед домом.

Постройки все убрали, а этот дом даже шевелить не стали, потому что он оштукатурен внутри, дранка вся на гвоздях. Там пилить устанешь, а тем более штукатурка, − рассказывает историю местный житель.

Получается он, как богатырь, бросает вызов времени и всем сельским домам, давая понять, кто здесь самый стойкий и мудрый. Жаль, правда, что его век скоро кончится.

Наверное, эта изба − самый старый дом в селе.
Наверное, эта изба − самый старый дом в селе.

А улица и не думает заканчиваться. С современными жилыми домами соседствует ещё одно историческое здание. Это большой каменный дом, покинутый относительно недавно, но с дырявой крышей и рухнувшими деревянными постройками. В него попадает дождь, талая вода. Даже поверить трудно, как такое красивое крепкое здание могло оказаться ненужным своим хозяевам...

Сколько лет ему осталось?
Сколько лет ему осталось?

Пиковая численность населения Архангельского была, согласно «Книге Вятских родов В. А. Старостина», в 1891 году и составляла 788 человек. После лихих годов революции и Гражданской войны, по переписи 1926 года здесь проживало 355 человек. Хозяйств насчитывалось 88.

Годы шли, а людей становилось всё меньше и меньше. По состоянию на 1 января 1950 года село насчитывало 173 человека. В 1989 году − уже 43.

Дома и тополя.
Дома и тополя.

В ходе всеобщей переписи населения 2002 года в Архангельском зарегистрировали 54 жителя. По данным переписи 2010 года жителей стало меньше − 29 человек.

Во время разговора архангельцы обмолвились, что, дай Бог, сейчас тут 23 человека живёт.

По переписи тут население может и под полста человек и больше быть, кто прописан. Потому что в Чаму (соседняя деревня) ни одного жителя сейчас нет по факту. А по переписи там человек под 50 точно будет, − поделился переехавший сюда десять лет назад мужчина.

Без дороги и без газа

Жизнь за городом хороша, как ни крути. Но есть в сельской местности и свои проблемы. О них также рассказали местные жители. Первая из них − это дорога.

Полдороги есть, а полдороги нет. Щебёнку привезли, так нам растолкать никак не могли даже. Сами договорились, сами привезли. Растолкайте только нам. И то, лопатой кидали. Там, до лога, мы называем село, а здесь − это околоток наш, − сетуют архангельцы.

Вторая проблема − газ. Он проходит лишь через половину Архангельского.

У нас из-за церкви тот конец газифицировался. Они с газом живут, а мы на дровах. А здесь как будто нет села. Газ нужен − за свой счёт, пожалуйста. Там жители бесплатно провели, а мы за деньги должны, − жалуются на несправедливость собеседники.

Как я понял из разговора, село негласно разделено на две половины. Первая − до овражка. Тут и щебёнка, и газ, и храм. А за ложком − околоток, как его прозвали сельчане. Действительно, я заметил, как выныривающие из земли газовые трубы заканчиваются ровно на бывшем магазине.

Вид в обратную сторону.
Вид в обратную сторону.

Получается, благами цивилизации пользуется только половина населения, в то же время, как их соседи испытывают неудобства и живут словно в васнецовских временах.

А я, в свою очередь, подхожу к концу улицы, да и к завершению этой статьи. Напротив последнего дома разворачивался трактор, что чистил снег. Дальше − только тополя и белое безмолвие.

Тут кончается село Архангельское.
Тут кончается село Архангельское.

Данное путешествие − некая смесь экскурса в историю, вроде, на первый взгляд, ничем не примечательного места. Но как только ступишь своими ногами на землю да прочтёшь литературу, начинаешь понимать, как много мы ещё не знаем. Может, проглядывается некое сравнение прошлого и настоящего. Где лучше, а где хуже − судить исключительно читателю.

Михаил Буторин, 2021