Автор: Станислав Луноходов
Предприятия ВПК в СССР обязывали делать определенный % продукции гражданского назначения.
Безусловным лидером в продвижении Hi-FI в массы , не по количественным, а эстетическим параметрам стало НПО «Торий».
НПО «Торий» г. Москва. Это было крупное предприятие ориентированное на производство приборов военного назначения. Для понимания масштаба предприятия, — его производственные площади составляли 35 тыс. м².
И вот, этот НПО «Торий» выдает в 80-х годах линейку моделей акустики.
Выпускались они очень ограниченным тиражом. Настолько ограниченным, что нет достоверной информация о порядке их тиражей. Это 100 шт. или 10000 шт.?
По нашей информации одна пара АС стоила 1040 руб. Что было в СССР запредельно дорого (это приблизительно 25% цены однокомнатной квартиры).
Но живых свидетелей того, что эта акустика продалась в магазинах СССР нам выявить не удалось. Если такие существуют напишите в комментариях.
Отсутствие базовой информации породило массу мифов и преданий, существующих исключительно только в сознании российских аудиофилов.
Легенда, активно распространенная в интернете звучит так. Высокопоставленный член ЦК КПСС на одной из выставок столкнулся с мега качественной акустикой Fisher 1200 Studio Standard. Вершиной качества звука, которой до этого не знал мир.
И эта акустика была настолько пупер качественной и супер высокотехнологичной, что у множества предприятий СССР пытавшихся ее клонировать не получилось сделать даже ее опытный образец.
И только НПО «Торий» справился с поставленной партией задачей. Да и то, не совсем хорошо. Согласно приданию, произведенный клон очень сильно не дотягивал до мирового эталона качества звучания, — Fisher 1200 Studio Standard .
Действительность же совершенно другая.
В России аудиофилы знают и легендизируют Fisher 1200, только по тому, что в СССР сделали именно их клон, Электроника 100-АС-060.
Ebay не знает, что такое Fisher 1200. Их знает только Avito.
Только в русской Википедии есть статья об OТТО SX-P1 — Fisher 1200. Англоязычная Википедия ничего об этих АС не знает .
Ссылки на источники в русской Википедии отсутвуют . Это просто кто то взял и написал. Это просто. Можно к примеру, взять и написать статью, что Otto Fisher выдающийся ямайский балалаечник середины 15 века. И вряд ли кто будет это опровергать.
Желающие могут ознакомится с полной версией легенды в художественном исполнении продавца акустики.
Но еще раз предупреждаем, это выдуманная история.
Реальная история такова . Была компания Sanyo, успехи которой в аудио технике были весьма скромные.
В сознании потребителей Sanyo не ассоциировалась с качественным звучанием.
И для аудиотехники был придуман бренд OТТО . Под которым Sanyo выпустила дорогущую модель OТТО SX-P1.
И в этом месте возникла проблема. Под брендом OТТО на тот момент производилась значительно более бюджетная техника.
Представьте, приходите вы в магазин, а там стоит Микролаб за 500 000 руб. Возможно этот Микролаб и будет на 500 000 руб. выглядеть и играть. Но вот желания покупать Микролаб за 500 000 руб. у вас вряд ли возникнет.
Проблему попытались решить запуском нового бренда Fisher . Но безуспешно. В итоге не стало не Fisher ни OТТО и даже самой Sanyo .
Судьбу Fisher предрешил, по моему мнению, неверный маркетинговый — технологический ход. Ставка была сделана на дизайнерскую гламурную внешность. И сомнительные технические инновации, которые оказались в итоге потребителям не нужны.
Приблизительно, судьба покойных телефонов VERTU… Культивируемая дороговизна, которая вошла в конфликт со здравым смыслом.
Видимо красивость внешнего вида Fisher STE 1200 и привела к тому, что когда на НПО «Торий» возник вопрос, — что будем клонировать? .. выбор пал именно на них.
В СССР с красотой ширпотреба было все очень и очень плохо… В то время, даже пустая бутылка или консервная банка, нестандартной формы, вызывала восторг советской публики. Так как почти все все товары народного потребления выглядели одинаково уныло:
Полагаю, когда конструкторы НПО «Торий» заглянули внутрь Fisher STE 1200, увиденное произвело на них шок.
Видимо все деньги ушли в красоту вешнего вида.
После «клонирования» фильтры стали явно лучше:
И все остальное соотносилось приблизительно таким же образом. Деньги ушли в дизайн. А на том, что внутри экономили и особо не заморачивались.
Вот так, для примера, выглядит рама и магнитная система НЧ динамика Fisher 1200.
А это клон СССР, динамик НЧ ГД-01-25, они ставились во всей линейке клонов а-ля OTTO — Fisher.
Вопрос, а на сколько точно-хорошо были клонированы Fisher 1200 не особо важен.
Интереснее другое. Насколько вообще разумно было клонировать Fisher 1200 .
Давайте отложим в сторону вопросы эстетики и дизайна. И посмотрим на АС исключительно в фокусе того, — какие мы видим в АС отличительные конструкционные решения. И на сколько эти решения хороши.
Первое, что привлекает внимание, — дополнительная панель НЧ динамика, выдвигающая его вперед на 4 см. Это зачем? А не зачем…
Для согласования головок по их фазам требуется многократно большее расстояние выноса динамиков. Не будем заниматься вычислениями, это задолго до появления OТТО — Fisher, сделали и хорошо реализовали специально обученные люди из другой компании. Порядок этих расстояний виден:
А еще лучше создать систему из множества ребер жесткости. Ребра жесткости в Fisher STE-1200 присутствуют.
Но их можно было сделать в 3 раза большем количестве. Бюджет АС этого даже не заметил бы.
Кроме того, решение с местным усиление панели НЧ динамика, несет в себе большой косяк .
Толщина грилей становиться около 7 см.
Повесили грили… И все ради чего все это затевалось, не просто исчезло, а приобрело вид громоздкого ящика.
Двигаемся дальше. Металлизация НЧ динамика хорошо ли это? Существует хорошая фраза, — время покажет.
Время, за почти полвека, показало, — металлизация динамикам не особо нужна. Мысль о том, что металлизацию диффузоров не делают по причине дороговизны абсолютно не верна.
В прошлом веке металлизация диффузоров действительно увеличивала цену. Но в современных технологиях, в плане цены, без разницы из какого материала будет сделан диффузор. Затраты на изготовления диффузоров из любых материалов в большинстве случаев будут меньше 1% в цене готовых АС.
Если их конечно не делать в прямом смысле из золота.
Но даже титан стоит не так дорого, как многим кажется, — всего 1600 руб. за кг. А из килограмма титана можно 20-30 НЧ диффузоров нарезать.
продолжение статьи на - https://audioart.ru/2020/06/12/voennaya-hi-fi-promyshlennost-sssr/