Найти тему
AudioArt.ru

Топовый советский Hi-FI

Автор: Станислав Луноходов

 Электроника 50-АС-060, Электроника 100-АС-060
Электроника 50-АС-060, Электроника 100-АС-060
Предприятия ВПК в СССР обязывали делать определенный % продукции гражданского назначения.
Безусловным лидером в продвижении Hi-FI в массы , не по количественным, а эстетическим параметрам стало НПО «Торий».

НПО «Торий» г. Москва. Это было крупное предприятие ориентированное на производство приборов военного назначения. Для понимания масштаба предприятия, — его производственные площади составляли 35 тыс. м².

И вот, этот НПО «Торий» выдает в 80-х годах линейку моделей акустики.

Выпускались они очень ограниченным тиражом. Настолько ограниченным, что нет достоверной информация о порядке их тиражей. Это 100 шт. или 10000 шт.?

По нашей информации одна пара АС стоила 1040 руб. Что было в СССР запредельно дорого (это приблизительно 25% цены однокомнатной квартиры).

Но живых свидетелей того, что эта акустика продалась в магазинах СССР нам выявить не удалось. Если такие существуют напишите в комментариях.

Отсутствие базовой информации породило массу мифов и преданий, существующих исключительно только в сознании российских аудиофилов.

Легенда, активно распространенная в интернете звучит так. Высокопоставленный член ЦК КПСС на одной из выставок столкнулся с мега качественной акустикой Fisher 1200 Studio Standard. Вершиной качества звука, которой до этого не знал мир.

И эта акустика была настолько пупер качественной и супер высокотехнологичной, что у множества предприятий СССР пытавшихся ее клонировать не получилось сделать даже ее опытный образец.

И только НПО «Торий» справился с поставленной партией задачей. Да и то, не совсем хорошо. Согласно приданию, произведенный клон очень сильно не дотягивал до мирового эталона качества звучания, — Fisher 1200 Studio Standard .

Действительность же совершенно другая.

В России аудиофилы знают и легендизируют Fisher 1200, только по тому, что в СССР сделали именно их клон, Электроника 100-АС-060.

Ebay не знает, что такое Fisher 1200. Их знает только Avito.

Только в русской Википедии есть статья об OТТО SX-P1 — Fisher 1200. Англоязычная Википедия ничего об этих АС не знает .

Ссылки на источники в русской Википедии отсутвуют . Это просто кто то взял и написал. Это просто. Можно к примеру, взять и написать статью, что Otto Fisher выдающийся ямайский балалаечник середины 15 века. И вряд ли кто будет это опровергать.

Желающие могут ознакомится с полной версией легенды в художественном исполнении продавца акустики.

Но еще раз предупреждаем, это выдуманная история.

Реальная история такова . Была компания Sanyo, успехи которой в аудио технике были весьма скромные.

В сознании потребителей Sanyo не ассоциировалась с качественным звучанием.

И для аудиотехники был придуман бренд OТТО . Под которым Sanyo выпустила дорогущую модель OТТО SX-P1.

 OТТО SX-P1 они же Fisher STE 1200
OТТО SX-P1 они же Fisher STE 1200
 OТТО SX-P1
OТТО SX-P1

И в этом месте возникла проблема. Под брендом OТТО на тот момент производилась значительно более бюджетная техника.

Представьте, приходите вы в магазин, а там стоит Микролаб за 500 000 руб. Возможно этот Микролаб и будет на 500 000 руб. выглядеть и играть. Но вот желания покупать Микролаб за 500 000 руб. у вас вряд ли возникнет.

Проблему попытались решить запуском нового бренда Fisher . Но безуспешно. В итоге не стало не Fisher ни OТТО и даже самой Sanyo .

Судьбу Fisher предрешил, по моему мнению, неверный маркетинговый — технологический ход. Ставка была сделана на дизайнерскую гламурную внешность. И сомнительные технические инновации, которые оказались в итоге потребителям не нужны.

Приблизительно, судьба покойных телефонов VERTU… Культивируемая дороговизна, которая вошла в конфликт со здравым смыслом.

-4
 Fisher STE-1200 они же OTTO SX-P1
Fisher STE-1200 они же OTTO SX-P1
Видимо красивость внешнего вида Fisher STE 1200 и привела к тому, что когда на НПО «Торий» возник вопрос, — что будем клонировать? ..  выбор пал именно на них.

В СССР с красотой ширпотреба было все очень и очень плохо… В то время, даже пустая бутылка или консервная банка, нестандартной формы, вызывала восторг советской публики. Так как почти все все товары народного потребления выглядели одинаково уныло:

 «Разнообразие» дизайна в СССР
«Разнообразие» дизайна в СССР
Полагаю, когда конструкторы НПО «Торий» заглянули внутрь Fisher STE 1200, увиденное произвело на них шок.

Видимо все деньги ушли в красоту вешнего вида.

 Фильтры Fisher 1200 Studio Standard
Фильтры Fisher 1200 Studio Standard

После «клонирования» фильтры стали явно лучше:

 100-as-063 фильтры, НПО «Торий»
100-as-063 фильтры, НПО «Торий»

И все остальное соотносилось приблизительно таким же образом. Деньги ушли в дизайн. А на том, что внутри экономили и особо не заморачивались.

Вот так, для примера, выглядит рама и магнитная система НЧ динамика Fisher 1200.

 Fisher Studio Standard 1200, НЧ динамики
Fisher Studio Standard 1200, НЧ динамики

А это клон СССР, динамик НЧ ГД-01-25, они ставились во всей линейке клонов а-ля OTTO — Fisher.

 Электроника 100-АС-060, динамик ГД-01-25
Электроника 100-АС-060, динамик ГД-01-25
 Для сравнения, — магнитная система и рама хорошего НЧ динамика.
Для сравнения, — магнитная система и рама хорошего НЧ динамика.

Вопрос, а на сколько точно-хорошо были клонированы Fisher 1200 не особо важен.

Интереснее другое. Насколько вообще разумно было клонировать Fisher 1200 .

Давайте отложим в сторону вопросы эстетики и дизайна. И посмотрим на АС исключительно в фокусе того, — какие мы видим в АС отличительные конструкционные решения. И на сколько эти решения хороши.

 OТТО SX-P1 — Fisher 1200
OТТО SX-P1 — Fisher 1200

Первое, что привлекает внимание, — дополнительная панель НЧ динамика, выдвигающая его вперед на 4 см. Это зачем? А не зачем…

Для согласования головок по их фазам требуется многократно большее расстояние выноса динамиков. Не будем заниматься вычислениями, это задолго до появления OТТО — Fisher, сделали и хорошо реализовали специально обученные люди из другой компании. Порядок этих расстояний виден:

  Можно конечно сказать, что таким образом увеличивается жесткость  передней панели в месте  нахождения НЧ динамика. Только вот, если бы вся  передняя панель была толще, это было бы несравненно лучше.
Можно конечно сказать, что таким образом увеличивается жесткость передней панели в месте  нахождения НЧ динамика. Только вот, если бы вся передняя панель была толще, это было бы несравненно лучше.

А еще лучше создать систему из множества ребер жесткости. Ребра жесткости в Fisher STE-1200 присутствуют.

Но их можно было сделать в 3 раза большем количестве. Бюджет АС этого даже не заметил бы.

 100 АС-063, Fisher STE-1200 чертеж
100 АС-063, Fisher STE-1200 чертеж

Кроме того, решение с местным усиление панели НЧ динамика, несет в себе большой косяк .

Толщина грилей становиться около 7 см.

Повесили грили… И все ради чего все это затевалось, не просто исчезло, а приобрело вид громоздкого ящика.

 OТТО SX-P1
OТТО SX-P1

Двигаемся дальше. Металлизация НЧ динамика хорошо ли это? Существует хорошая фраза, — время покажет.

Время, за почти полвека, показало, — металлизация динамикам не особо нужна. Мысль о том, что металлизацию диффузоров не делают по причине дороговизны абсолютно не верна.

В прошлом веке металлизация диффузоров действительно увеличивала цену. Но в современных технологиях, в плане цены, без разницы из какого материала будет сделан диффузор. Затраты на изготовления диффузоров из любых материалов в большинстве случаев будут меньше 1% в цене готовых АС.

Если их конечно не делать в прямом смысле из золота.

Но даже титан стоит не так дорого, как многим кажется, — всего 1600 руб. за кг. А из килограмма титана можно 20-30 НЧ диффузоров нарезать.

продолжение статьи на - https://audioart.ru/2020/06/12/voennaya-hi-fi-promyshlennost-sssr/