Горячо приветствую всех, кто читает данный текст!
Сегодня мы затронем тему игровых компьютерных мышей. Как я говорил в своей прошлой статье, которая посвящена основным моментам при выборе клавиатуры, монологи о компьютерном железе — это очень занимательно, но я считаю, что взаимодействие с ПК начинается с периферии(устройства ввода/вывода), так как именно периферия отвечает за визуальный и тактильный опыт использования системы. Одним словом периферия отвечает за удобство и качество получаемого опыта при использовании вашего компьютера.
Возможно кто-то возразит: «Да какая разница, что находится у тебя в руке?! Главное, какой процессор внутри и какая видеокарта! FPS — Главное!». Безусловно мощь и правильная работа внутренних компонентов системы очень важны для плавности картинки, отсутствия фризов/статоров (кратковременное/не кратковременное замирание картинки на месте соответственно), высоких настроек графики, которые позволяют насладиться картинкой в полной мере и передать вашим глазам все труды разработчиков. Но даже собрав хорошую систему, есть риск, что именно из-за некачественной периферии вы не сможете использовать 100% её возможностей и выжимать из неё максимум.
Я полностью согласен, что подбор системы стоит начинать именно с основных комплектующих, но только потому что они являются наиболее дорогостоящими и составляют львиную долю трат при приобретении ПК. Процессор, видеокарта, оперативная память, блок питания и твердотельный накопитель — это безусловно те вещи, на которых не стоит экономить ради всевозможных лампочек и прочих украшений, но я вас призываю и настаиваю на том, чтобы вы не приобретали устройства ввода/вывода «на сдачу»! Поэтому предлагаю немного разобраться в том, на что стоит обратить внимание в первую очередь при выборе того куска пластика, который будет лежать у вас в руке в большинстве игровых ситуаций и отвечать за четкое наведение прицела/курсора на цель!
Начнем с главного компонента, который отличает хороший вариант мыши от откровенно неудовлетворительного — это сенсор .
Сенсор мыши — устройство, находящееся на нижней плоскости манипулятора, которое считывает передвижение мыши относительно противоположной плоскости(поверхность стола/коврик для мыши и т.д.).
На текущий момент существуют два основных типа сенсоров: лазерный и оптический. Основное их различие заключается в считывающем элементе и конструкции датчика. В оптических датчиках используется светодиод, а в лазерных — направленный лазерный луч. Принцип их работы схож между собой и одновременно схож с фотографированием. Говоря проще, сенсор делает тысячи фотографий поверхности в секунду и передаёт данные на микросхему, которая в свою очередь передает команду в ПК.
Ранее считалось, что оптические мыши больше подходят для задач, которые не требуют особой точности курсора(офис, интернет-серфинг и т.д.), но на текущий момент оптические сенсоры практически сравнялись по качеству с лазерными (а некоторые и превзошли их) и используются повсеместно в манипуляторах hi-end сегмента. Также в hi-end сегменте встречаются мыши с двумя сенсорами. Один из них отвечает за горизонтальное перемещение, а второй за высоту отрыва от рабочей поверхности, при которой мышь будет работать. Например SteelSeries TrueMove3+, который используется в данной мыши:
Современные оптические сенсоры менее зависимы от качества поверхности, по которой они передвигаются, что в свою очередь минимизирует вероятность их срыва даже на не самом качественном коврике для мыши. Но не стоит забывать, что сенсоры, будь то оптический или лазерный, отличаются в первую очередь качеством. Однозначно утверждать, какой из двух типов лучше, нельзя. И в том и в другом есть экземпляры удачные и неудачные. Также в обоих случаях очень большую роль играет прошивка (первичное программное обеспечение) и калибровка сенсора. Не будем вдаваться в подробности, так как смена прошивок весьма скоротечна и за всеми вариантами не уследить. Ниже я укажу несколько удачных экземпляров в каждом ценовом сегменте.
Срыв сенсора — явление весьма неприятное как при играх, так и при работе, например, с изображениями или выделением фрагмента дорожки аудиозаписи длиной в миллисекунду. Сорвать сенсор можно либо при резком движении мыши, либо он может сорваться самостоятельно при некорректном прочтении поверхности по ходу движения (второй вариант по большей части относится к ультрабюджетному сегменту, но порой встречается и в расписных геймерских noname мышах, где вы платите в основном за красивый корпус). Фактически срыв сенсора представляет собой отклонение движения курсора мыши/прицела от заданной пользователем траектории, а также зависанием сенсора. При зависании сенсора прицел в в шутерах в большинстве случаев уходит в пол и персонаж начинает бесконтрольно вращаться вокруг своей оси, приходится отрывать мышь от поверхности, чтобы вернуть его на место.
Одним из важнейших параметров сенсора является его разрешение , которое измеряется в DPI (количество точек на дюйм). Чем выше это значение, тем большее расстояние курсор мыши пройдёт на рабочем столе относительно движения мыши по рабочей поверхности. Данный параметр принято называть чувствительностью.
Среди киберспортсменов бытует устоявшееся мнение, что в соревновательных FPS (First Person Shooter) играх нужно непременно выставлять низкое значение чувствительности (400-800 dpi), чтобы более точно наводить прицел на цель. Это обусловлено тем, что при мелких движениях возможны неточности в управлении, и лучше хорошенько двинуть рукой, используя выработавшуюся в многочасовых тренировках мышечную память, чем совершать несмелые макродвижения по поверхности ковра и также несмело промахиваться.
По поводу мышечной памяти я абсолютно с ними согласен, так как управлять мышцами всей руки намного проще, чем развивать мелкую моторику, но вот с чувствительностью всё не так однозначно. Дело в том, что использование низких значений DPI уходит корнями в технические несовершенства сенсоров игровых мышей эпохи зарождения киберспорта. На данный момент технологии шагнули далеко вперед, и в нашем мире всё чаще встречаются мыши, сенсор которых невозможно сорвать и при значении DPI в 6400. При этом сенсор считывает намного больше информации о передвижении мыши и более точно передаёт его на ПК.
Сразу же отвечу на возникшее возражение о том, что при таких значениях чувствительности играть невозможно, так как прицел будет летать по экрану при малейшем прикосновении. Продемонстрирую на примере своих настроек в не всеми любимой и не всеми уважаемой, но тем не менее самой популярной киберспортивной FPS дисциплине Counter Strike: Global Offensive , так как именно в ней точность стрельбы играет одну из самых важных ролей.
Ранее мои настройки выглядели следующим образом:
У многих киберспортсменов настройки схожи, за исключением того, что чувствительность в самой игре у них выставлена ещё ниже.
Не так давно, приобретя новую мышь, я решил провести эксперимент и повысил значение DPI, при этом пропорционально понизив чувствительность в самой игре.
Промежуточный итог выглядел так:
То есть я вдвое увеличил DPI и вдвое уменьшил чувствительность в самой игре. К слову изменений никаких мной замечено не было, и я продолжил эксперименты с повышением разрешения сенсора и понижением чувствительности. По итогу я пришел к следующим значениям:
И именно при таких значениях я увидел различия в игре. Движения стали более контролируемыми, более четкими и при этом ровными. Качество игры повысилось. Этот парадокс обусловлен тем, что чувствительность при таких значениях обрабатывается в большей степени на механическом уровне, и в меньшей на софтверном. Возможно, вы скажете: «Профессиональным игрокам лучше знать!». Но увы, они обучаются по старым примерам, которые завязаны на старых технологиях. От себя же я очень рекомендую попробовать этот метод, чтобы ваш манипулятор передавал ваши движения с максимальной точностью и вы полностью могли реализовывать его возможности и потенциал.
Время отклика — параметр, обозначающий временной промежуток между моментом ввода команды при помощи манипулятора(мыши) и её исполнения системой. Поэтому, чем меньше этот временной промежуток, тем меньше задержка от ввода до исполнения. В большинстве современных игровых мышей данное значение составляет до 1 миллисекунды (ms).
Максимальное ускорение — параметр, который указывает, насколько быстро можно перемещать манипулятор до того, как он зависнет (срыв с зависанием как правило заканчивается вращением персонажа вокруг своей оси). На упаковках и в спецификациях этот параметр обозначается литерой «G» . Чем выше значение, тем большее ускорение вы можете придать своей мыши без риска сорвать сенсор. Как правило значения ускорения в 30G более, чем достаточно, чтобы ваш сенсор не сорвался при резком движении (вы просто не сможете быстрее двинуть рукой).
Частота опроса мыши определяет, как часто мышь сообщает об изменении своего положения. Чем выше частота, тем чаще на ПК отправляются данные о положении манипулятора. Также чем выше частота, тем ниже время отклика. Отсюда следует, что при частоте в 500Гц мышь движется менее плавно и менее правильно, нежели при 1000Гц.
Вес, форма, количество клавиш, элементы подсветки — это параметры, которые по большей части выбираются, исходя из личных предпочтений пользователя, хвата и жанров игр, в которые он играет. Например, для игр жанра MMORPG отлично подойдут мыши с большим количеством клавиш, на которые можно назначить всевозможные баффы (наложение положительных эффектов на союзников/себя), заклинания и прочие действия, которых в играх этого жанра великое множество. Для шутеров же, напротив, более важен контроль, и случайное нажатие на какую-либо подвернувшуюся под «горячий палец» в стрессовой ситуации клавишу не приведет ни к чему хорошему.
По поводу веса выскажу личное мнение, хотя на самом деле это абсолютно индивидуальный параметр. Я за последний год перепробовал множество разных манипуляторов в поисках идеала, и пришел к тому, что каким бы консерватором я не являлся, но тренд последнего времени на облегченные мыши имеет место быть! Дело в том, что после активной длительной игры рука достаточно сильно устаёт, если выставлена низкая чувствительность и мышь весит например 120-150 граммов. Попробовав максимально облегченный манипулятор весом в 63 грамма, я не заметил, как на тренировочной карте настрелял 600+ фрагов (зачтенных убийств). С прошлой мышью весом в 123 грамма мне этот процесс переставал приносить удовольствие приблизительно на отметке в 200. Выбирать вам, но я настоятельно рекомендую попробовать!
Способ передачи данных.
Данный параметр также индивидуален, но всё таки я решил выделить его отдельной темой, так как по поводу него до сих пор множество споров. Одна сторона утверждает, что беспроводные мыши — это удобно, вторая — что у них очень внушительная задержка и они в принципе не предназначены для игр. Правда же заключается в том, что обе стороны и правы и неправы одновременно. Дело в том, что передача данных по проводу является эталоном (при сравнении её в вакууме с беспроводным подключением), но на самом деле очень многое зависит от качества сигнала. Современные беспроводные игровые мыши ведущих брендов имеют задержку отклика в рамках 1ms, что позволяет свести разницу с проводными мышами к минимуму. И тут уж вам выбирать, что для вас важнее, цифры задержки при сравнении в вакууме или удобство от использования манипулятора, чей провод не зацепит случайно что-либо на столе при резком движении и даст полную свободу перемещения.
Всё, что хотел рассказать, рассказал. Пора подводить итоги. Более-менее вменяемую игровую мышь на территории нашей страны можно приобрести по цене, начинающейся от 1500р. Всё, что ниже этой отметки — откровенный мусор в красивой обертке. Приведу несколько примеров достойных манипуляторов в диапазоне от 1500р до 3000р:
HP Omen Vector Essential
DPI: 200 — 7200
Сенсор: OMEN Radar 1
Общее количество кнопок: 6
Вес: 120г
Цена на момент публикации: 1500-1700р
Logitech G G102 Prodigy
DPI: 200 — 8000
Сенсор: Mercury
Общее количество кнопок: 6
Вес: 85г
Цена на момент публикации: 1999-2300р
GIGABYTE AORUS M4
DPI: 200 — 6400
Сенсор: Pixart 3988
Общее количество кнопок: 8
Вес: 98г
Цена на момент публикации: 1999-2300р
Отмечу, что к индивидуальным параметрам также относятся пре/посттрэвел клавиш ( «холостой ход» клавиши до срабатывания и после срабатывания соответственно), но в большей степени это индивидуальные параметры конкретных экземпляров и партий. Для некоторых пользователей этот момент некритичен, но если вы обращаете внимание на него, то лучше потрогать мышь, что бы удостовериться в его наличии/отсутствии. Производители зачастую исправляют данный недостаток от партии к партии.
В этом блоке вашему вниманию предстанут примеры манипуляторов, которые на данный момент уже стали классикой , и их формы и дизайн копируют менее именитые производители:
Напоследок добавлю несколько манипуляторов, которые рекомендую к приобретению:
Универсальная симметричная мышь по умеренной цене(3000-4000р), сенсор которой вам не удастся сорвать практически ни при каких условиях. Средний вес (77г), универсальный хват. Отличный вариант для пользователя, который не хочет сильно углубляться в параметры и характеристики, но при этом нуждается в хорошем нейтральном девайсе.
Дорогостоящая (13500р), но при этом сверхфункциональная беспроводная мышь, которая идеально подойдет для игроков в MMO/MOBA благодаря сменным панелям с клавишами. Однозначный бескомпромиссный выбор для любителей экзотики и вариативности.
Отличное решение для пользователей, которые хотят одновременно быть в тренде, и при этом не гоняться за экзотикой на подобие Gwolves и Glorious. Вот она! Дождались! Мышь весом в 59г с отличным сенсором от известного производителя и по отличной цене в 4500р на момент публикации!
Данный лот подойдет для тех, кто хочет лёгкую проводную инновационную мышь, но без популярных ныне отверстий в корпусе. Вес 69 граммов, симметричная форма, оптические переключатели с ресурсом до 70000млн нажатий, цена на момент публикации 5500р.
Данная мышь станет отличным выбором для тех, кому нужно и недорого (до 4000р), и чтобы без провода. Простейшая, но при этом качественная мышь. Работает от элемента питания формата AA, весит около 100г, внутри сенсор, изготовленный по заказу Logitech с названием HERO, разрешением в 12000dpi и временем задержки в 1мс. Доступна в трёх цветах.
Завершу парад рекомендаций, а вместе с ним и статью, кратким описанием мыши, которую я выбрал для личного использования. На мой взгляд данный манипулятор является произведением инженерного искусства. В этой беспроводной мыши, которая весит всего 63 грамма, уместился передовой энергоэффективный сенсор HERO 25600dpi с максимальным ускорением 40G, прочный пластик, который не прогибается даже при сильных нажатиях на боковую панель, клавиши, которые лишены пре/посттрэвела, отклик в 1мс, а также длительность работы без подзарядки в 70 часов! Причем 70 часов в данном случае, это не время от зарядки до зарядки, а время работы манипулятора в движении. Не могу не рекомендовать.
Благодарю за внимание!
Дмитрий Йорк
Группа в ВК, где можно почитать и пообщаться по теме компьютерного железа: Про железо и не только.