Найти в Дзене
InvestFuture

JD.com: технологично, перспективно и не очень дорого.

Оглавление

В июне 1998 года предприимчивый китаец Ричард Лю вложил 12 000 юаней из своих сбережений в аренду 4 м 2 в технологическом центре Чжунгуаньцунь в Пекине. Здесь он основал JD Multimedia – бизнес, который впоследствии превратился в JD.com, крупнейшую рыночную платформу электронной коммерции не только в Китае, но и во всем мире.

В 2003 году в Поднебесной вспыхнула атипичная пневмония. Это был тяжелый удар для страны – но Ричард увидел в нем возможность. Он начал продавать товары через Интернет – да так успешно, что уже через год все продажи велись исключительно онлайн. С тех пор JD.com многократно выросла, создала собственную логистическую сеть, а в мае 2014 года вышла на биржу NASDAQ, став первой крупной китайской e-commerce компанией на этой площадке.

В Китае JD.com является ведущей наряду с Alibaba и обслуживает свыше 441 млн активных клиентов во многих категориях: электроника, одежда и предметы интерьера, товары повседневного спроса, продукты, бытовая техника и т.д. Трансграничная платформа доступна продавцам со всего мира и позволяет международным брендам, которые не присутствуют в Китае, выходить на розничные рынки в стране. В 2019 году совокупная выручка выручка десяти крупнейших розничных сетей Китая составила $199,4 млрд: из них 42% (или $82,9 млрд) составила выручка JD.com.

Один из факторов успешного развития компании – ее обширная логистическая сеть. 30 обширных парков под общим названием «Азия №1» автоматизированы по последнему слову техники. У JD.com более 800 складов, центры выполнения заказов в 7 городах и распределительные центры в 31 городе Китая. Почти 90% заказов клиенты получают в тот же день либо на следующий; коммерческие доставки (от 5 до 15 кг и до 50 км) осуществляются с помощью дронов. В то время как Amazon только внедряет эту практику, JD.com начала использовать дроны для доставки товаров в сельские районы уже в 2016 году.

В 2018 г. в своем мобильном приложении компания запустила технологию виртуальной и дополненной реальности. Перед покупкой косметики клиенты могут протестировать ее на проекции самих себя. Сейчас платформа ежедневно генерирует 31 петабайт информации, использующейся для развития искусственного интеллекта и машинного обучения.

JD.com - что компания представляет из себя сегодня?

На сегодняшний день в компании работают 284 000 сотрудников, выручка в 2019 г. составила $82,9 млрд, чистая прибыль $1,75 млрд. при капитализации в $137 млрд. В ноябре 2020 года агентство Reuters сообщило, что подразделение логистики JD.com собирается выйти на IPO с оценкой в $40 млрд, чтобы привлечь не менее $5 млрд. Это подразделение оценивается в 30% от текущей капитализации компании и приносит 4,1% от общей выручки (рис. 3). Если оценка IPO подтвердится, это может спровоцировать дальнейший рост всей компании.

В декабре 2020 года компания стала пионером в тестировании цифрового юаня. Филиал JD.com, занятый техникой и финансами – JD Digits, запустил пилотную программу по оплате определенных товаров цифровой валютой. Для этого 11 декабря жителям города Сучжоу было бесплатно роздано около 100 000 электронных денежных ваучеров на общую сумму 20 млн юаней. Неделю назад в прессе появилась информация о еще нескольких таких раздачах. Со стороны кажется, что это аттракцион невиданной щедрости от китайских властей – но на деле они преследуют сразу несколько задач:

  • ввести криптовалюту в оборот и вызвать доверие населения к ней;
  • обеспечить 100% наблюдение за всеми финансовыми транзакциями в системе (валюта разрабатывалась именно с таким учетом);
  • в долгосрочной перспективе – сделать цифровой юань конкурентом бумажного доллара (что за 5-10 лет вполне возможно, учитывая, что Китай – вторая по мощности экономика в мире).

Так что вовлеченность JD.com в эти процессы делает компанию очень серьезным игроком на рынке – в том числе и для китайского правительства. Возможно, определенную роль играет то, что основатель компании Ричард Лю – земляк Си Цзиньпина, председателя компартии. Но это не точно.

Финансовые показатели

Баланс: динамика активов, обязательств и акционерного капитала

График (рис. 4) показывает экспоненциальный рост компании. При этом мы видим редкий случай – общие активы и акционерный капитал растут быстрее обязательств.

Общий долг компании меньше, чем объем наличных и краткосрочных инвестиций на балансе, а чистый долг — отрицательный (рис. 5).

Денежные потоки

Динамика денежных потоков радует: выручка и прибыль растут невероятными темпами.

Выручка компании с 2015 года растет средними темпами по 34% в год, а нормализованная EBITDA – по 106% в год. Нормализованная – т.е. скорректированная на единоразовые крупные приобретения и на неденежные расходы.

Отчет о доходах , предоставленный JD.com в III квартале 2020 года, тоже впечатляет. Выручка компании достигла 174,2 млрд юаней, увеличившись на 29,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистая прибыль составила 5,58 млрд юаней, увеличившись на 80,1% год по сравнению с тем же периодом.

По прогнозам аналитиков, за 2021 год JD.com получит выручку в размере $168,3 млрд, что превысит этот показатель за последние 12 месяцев более чем на 70% (рис. 7). Естественно, это приведет и к росту акций компании.

Рентабельность бизнеса

В плане рентабельности (маржинальности) бизнеса и общего сравнения с отраслью дело обстоит так: у JD.com она ниже, чем у той же Alibaba: по EBITDA она составляет 4,6%, а чистая рентабельность – всего 4,14% (рис. 8).

Это объясняется тем, что Alibaba – платформа, где сторонние продавцы и покупатели заключают сделки. За них она получает комиссионный доход, который и является ее выручкой. Суммарный же оборот всех товаров на маркетплейсе в счет выручки не идет. А вот у JD.com, напротив, 89% дохода формируется за счет электронной торговли собственными или приобретенными товарами. Следовательно, более правильно было бы сравнивать рентабельность JD с традиционными розничными компаниями.

Оценка компании

Мультипликаторы JD.com, как и у гиганта Amazon, очень высокие – 34 годовых прибыли или 25 годовых FCF (рис. 9). Столь высокие оценки оправданы высокими темпами роста. Если мы нормализуем показатель Р/Е на скорость роста прибыли, полученный показатель PEG будет равен 0,477 (напомню, всё, что меньше 1 – уже прекрасно). Для сравнения, у Amazon аналогичный показатель равен 0,731 – что в полтора раза хуже (рис. 10).

Выводы

Сектор китайской электронной коммерции – один из наиболее перспективных в мире: сейчас на его долю приходится 54,7% мировых продаж. За счет активно повышающегося внутреннего спроса розничная торговля в Китае будет расти в среднем на 16% в течение 2021-2025 годов. Из этого следует очевидный вывод – от этого сектора можно и нужно получать прибыль.

Как и акции Alibaba, бумаги JD.com заслуживают место в портфеле инвестора. В отличие от Alibaba, которая пытается стать межотраслевой монополией и простирает свои щупальца (в хорошем смысле) в финансовый сектор, облачные вычисления и т.д., JD.com играет более сдержанную роль розничного продавца. Но при этом ее показатели говорят сами за себя – да и дочерняя финтех-компания JD Digits, оцениваемая в $28,5 млрд, создает почву для роста в недалеком будущем.

По сравнению с Amazon JD.com выглядит более привлекательно. Мультипликатор PEG, учитывающий прибыль компании и скорость ее роста, у нее в полтора раза лучше, прогнозируемый рост выручки – 70% в 2021 году (у Amazon – 50%), а эффект относительно низкой капитализации обеспечит JD.com преимущество в темпах роста и в последующие годы.

Благодаря сочетанию темпов роста компании, китайской экономики и электронной коммерции JD.com может за 3 года удвоить свою капитализацию. А это уже серьезно.

А что вы думаете о компании? Не забудьте подписаться на канал и оценить нашу работу!

🤝 Дя инвесторов от InvestFuture!