Найти тему
ScienceMe

Шесть великих дирижеров XX века

Этот обзор включает имена тех дирижеров, которые должен знать любой образованный человек, к какой профессиональной сфере он бы не принадлежал. На самом деле прошлый век подарил миру несколько десятков по-настоящему крупных музыкантов, которые руководили оркестрами и оперными театрами. Рейтинги, составленные европейскими ресурсами, включают до пятидесяти имен, среди которых есть и ныне действующие дирижеры (например, такие титаны, как Валерий Гергиев, Саймон Рэттл). Но новичку рекомендуется запомнить тех, о ком пойдет речь ниже.

Клаудио Аббадо

С именем выдающегося итальянского дирижера Клаудио Аббадо связана история таких городов мира, как Милан, Чикаго, Берлин, Вена, Лондон. Куда бы его ни приглашали работать, он неизменно придерживался своих убеждений: когда Аббадо говорил о музыке, то часто употреблял слова “ascoltare” (слушать) и “insieme” (вместе). Это взаимное «слушание» и совместная работа над произведением составляли основу его подхода к исполнению. Берлинский филармонический оркестр обнаружил это, когда Аббадо стал их главным дирижером в 1989 году. По сравнению с Караяном, интерпретация того или иного произведения рождалась у Аббадо в результате обмена мнениями между ним и оркестрантами. Таким образом дирижер добивался прозрачности фактуры, свойственной камерной музыке.

По широте репертуара Аббадо уступает разве что Караяну: он любил итальянскую оперу, вдохновлялся симфоническими произведениями австро-немецкого романтизма, изучал музыку эпохи барокко, исполнял сочинения своих современников. Но главной его страстью были симфонии Густава Малера. Аббадо находил в них такие нюансы, которых нет в записях ни у Бернстайна, ни у Бернарда Хайтинка, ни у Майкла Тилсон-Томаса. Аббадо как никто другой понимал, насколько важно для музыки Малера слушание тишины. Отсутствие звука порой более содержательно, чем сам звук. Знаменитая пятиминутная пауза, которую Аббадо сделал в финале Девятой симфонии, превращает исполнение в почти религиозное переживание.

Леонард Бернстайн

Одного из самых выдающихся музыкантов XX века, Леонарда Бернстайна, мир знает не только как дирижера и композитора, но и как пианиста, а также писателя и педагога. Он был необычайно богато одарен. В 1958 году, в сорок лет, Бернстайн стал первым американцем на посту музыкального директора Нью-Йоркского филармонического оркестра – главного оркестра США. В это же время написанная Бернстайном совместно с классиком американского театра Стивеном Сондхаймом «Вестсайдская история» (музыкальная адаптация классической пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»), шла с аншлагами на Бродвее. Вкусы и знания Бернстайна простирались далеко за пределы академической сферы – он любил джаз, блюз, благосклонно относился к поп-музыке 1960-х годов. Его умение расположить к себе, открытость и искренность, заразительный энтузиазм, феноменальная эрудиция, дар оратора – все это пленяло не только оркестрантов, сидевших перед ним на репетициях и концертах, но и публику: миллионы людей обязаны ему своим увлечением классической музыкой. Он стал легендой еще при жизни. В 1990 году, после кончины Бернстайна, композитор Нед Рорем сказал: «Ленни прожил четыре жизни в одной, так что ему было не 72 лет, а 288».

Герберт фон Караян

Имя Герберта фон Караяна тесно связано с Берлинским филармоническим оркестром, которым он руководил больше трех десятилетий. Первое их совместное выступление состоялось в 1938 году и стало сенсацией. На тот момент главный дирижер коллектива Вильгельм Фуртвенглер объявил молодую звезду своим соперником и оказался недалек от истины. После смерти Фуртвенглера у руля Берлинских филармоников оказался именно Караян. Его приход ознаменовал собой начало новой эры. Караян был воплощением современного типа дирижера: энергичный, харизматичный, дальновидный, преданный не только музыке мужчина, которого увлекали не только репетиции и изучение партитур, но и «земные» занятия – пилотирование, вождение спортивной машины, катание на горных лыжах. Своими идолами в профессии Караян провозгласил Тосканини и Фуртвенглера. Все самое лучшее в них он стремился объединить в собственном стиле.

За годы сотрудничества с Караяном оркестр приобрел уникальный исполнительский стиль, который характеризует красота звука, чарующая плавность, виртуозность и совершенство. Дирижер часто исполнял произведения из классико-романтического репертуара (Бетховен, Брамс, Брукнер, Шуман, Чайковский, Вагнер и Штраус), но также питал интерес к сочинениям Нововенской школы и ведущих композиторов начала ХХ века – таким, как Равель, Стравинский и Дебюсси.

Карлос Клайбер

Дирижер-миф, эксцентричный гений – так пишут о Клайбере его современники. Всю жизнь он, вопреки законам выбранной им профессии, старался быть как можно меньше на публике. Чем реже были его выступления, тем больше вызывали они интерес. Клайбер никогда не примерял на себя костюм делового человека и никогда не становился во главе каких-либо оперных театров и оперных театров. Его компетентность и мастерство никогда не подвергались сомнению – после смерти Герберта фон Караяна Клайберу предложили возглавить Берлинский филармонический оркестр, но он отказался. Наиболее прочные отношения у него установились с Венским филармоническим оркестром, Баварским государственным оркестром и итальянской оперой Ла Скала. Чаще всего, если такая формулировка вообще применима к Клайберу, он выступал со своим «местным» оркестром – баварцами, базирующимися в Мюнхене, где он жил.

За свою пятидесятилетнюю карьеру Клайбер выступил всего в 96 концертах и дал порядка 620 оперных спектаклей – не так уж много для человека, дожившего до 74 лет. Тем не менее, когда Клайбер поднимался на дирижерский подиум, это было событие. Святослав Рихтер вспоминал, как ему посчастливилось послушать «Тристана и Изольду» в версии Клайбера на фестивале: в Байройте: «Боюсь, что пока я жив, я никогда больше не услышу такого “Тристана”, как этот. Это была настоящая вещь. Карлос Клайбер довел музыку до точки кипения и держал ее в таком состоянии весь вечер». Потом они встретились. «Клайбер казался довольно подавленным и недовольным собой. Я же поделился с ним впечатлениями об исполнении, и он вдруг подпрыгнул от радости, как ребенок. “Значит, все было действительно хорошо?” – спросил он у меня. Такой неуверенный в себе титан».

Евгений Мравинский

Выдающийся русский и советский дирижер Евгений Мравинский возглавлял Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) с 1938 по 1988 год. Эти десятилетия вошли в историю Ленинградской филармонии как «эпоха Мравинского». Дирижер скрупулезно изучал партитуру. Тщательнейшая подготовка (на репетициях буквально выматывал из своих оркестрантов душу) давала нужный результат – Мравинский добивался филигранной отделки деталей. Его репетиции были порой захватывающими, порой – пугающими своей интенсивностью. Но музыканты оркестра, тем не менее, трепетали перед своим руководителем.

«Мравинский был идеалом для всех нас, - воспоминает дирижер Семен Бычков. – В годы моей учебы он дирижировал один раз в месяц. В последние тридцать лет жизни Мравинский значительно сократил репертуар и постоянно возвращался к сочинениям, среди которых была Пятая симфония Чайковского. Я присутствовал на репетициях. Меня поражали честность и стремление Мравинского добиваться идеального результата. Можно бесконечно дискутировать, почему он делал такое стремительное accelerando в какой-то момент, почему темп здесь несколько быстрее, чем нужно. Однако есть абсолютная величина. Это – качество исполнения. Когда речь заходит о совершенстве, то компромиссов быть не должно. Евгений Мравинский был тем человеком, который показывал нам свое истинное отношение к делу и отсутствие компромисса, начиная с самого себя».

Артуро Тосканини

Карьера одного из величайших дирижеров прошлого века началась в 19 лет при обстоятельствах, достойных того, чтобы о них рассказать подробнее. Молодой итальянец играл на виолончели в оркестре одной итальянской оперной труппы. Во время гастролей в Бразилии дирижер коллектива Леопольдо Мигуэс окончательно разругался со своими подопечными – ему была объявлена забастовка, требовалась замена. Но тот маэстро был хитер и путем подстрекательства подтолкнул публику в зале к свисту – враждебную, орущую толпу сумел усмирить только Тосканини – единственный среди музыкантов, кто знал всю оперу (в тот вечер давали «Аиду») наизусть. И хотя у молодого человека не было дирижерского опыта, он поддался уговорам и вышел за дирижерский пульт. Зрители не успели опомниться, как юнец легким движением руки отбросил партитуру и провел сенсационное исполнение двух с половиной часовой оперы наизусть. Зал оказался застигнут врасплох молодостью, явным апломбом этого неизвестного дирижера и его мастерством. За оставшуюся часть того театрального сезона Тосканини поставил восемнадцать опер, и все имели грандиозный успех.

Такие качества, как перфекционизм, феноменальный слух, внимание к деталям, а также фотографическая память помогли ему быстро выйти в число наиболее востребованных дирижеров своего времени. Ныне о Тосканини говорят как об одном из величайших музыкантов прошлого века.

Автор: Юлия Чечикова

Этот лонгрид опубликован в рамках проекта ScienceMe “Уважаемые слушатели” — телеграм-канала о классической музыке с экспертами. Каждую неделю мы выбираем новую тему и приглашаем нового эксперта — известного дирижера, солиста или критика.

Благодаря нашим материалам, которыми мы делимся с “уважаемыми слушателями” каждый день, вы начнете разбираться в классической музыке, тратя 10 минут в день. А если у вас появится вопрос, на него лично ответит эксперт в конце недели!