Психосексуальное развитие ребенка.
Ребенок с самого момента рождения формирует представление о себе как о человеке определенного пола. Так как малыш не обладает опытом, самоидентификация складываются через отношение к нему окружающих людей. И только спустя несколько лет происходит полноценное осознание своей половой принадлежности.
Дети к 3 годам уже имеют вполне четкое понимание кто они, девочки или мальчики. Но данное представление опирается только на внешние факторы, принадлежность к полу оценивается через общий вид человека и его черты. При этом, малыши не представляют что их пол с ними навсегда и это некий неизменный параметр в течение всей жизни. Тоддлеры нередко планирует стать кем-то противоположного пола в будущем, не придавая значения таким деталям. К дошкольному возрасту завершается половая идентичность и всё становится на свои места.
Игрушки, окружение, одежда и обращение людей – всё это имеет влияние на формирование представления ребенка о себе. При несоответствии внешней атрибутики, в сознании ребенка зарождаются нарушения ощущения своего пола. Как правило, у родителей нет желания целенаправленно погружать ребенка в среду, свойственную противоположному полу, чаще всего мама и папа наоборот излишне замыкают малыша в рамках его гендерной роли. Девочкам не разрешают проявлять активность, мальчикам демонстрировать эмоции. Одностороннее стереотипное воспитание дошкольника тормозит развитие необходимых качеств в человеке, подавляет проявления полезных черт характера. Девочкам полезно приобрести волевые мужские качества, самоконтроль, стремление к борьбе, а так же здоровое соперничества, а мальчикам – проявление женской гибкости, эмпатии и понимание своих чувств.
Тема секса интересна детям не больше и не меньше чем любая другая. Ребенок изучает мир и его взаимодействия, в возрасте шести лет вопросы сексуальных отношений носят исключительно познавательный характер. Напряженность некоторых взрослых относительно порочности детей пяти – шести лет неоправданна. Исследование своего тела и его ощущений так же естественно, как и другие физиологические процессы организма человека. В подростковом периоде в силу вступают гормоны, и разговоры о сексе становятся более предметными.
Существует четыре распространенные реакции родителей на вопросы детей о сексе:
1. Запретная тема. Взрослые, видя в этом что-то постыдное и неуместное для обсуждения с ребенком, запрещают любые разговоры о сексе. Надо ли говорить, что такая позиция взрослого ведет к явным и подсознательным блокировкам темы принятия своего тела, противоположенного пола и многим другим психологическим проблемам.
2. Игнорирование темы. Родители избегают разговоров о сексе, переводят тему, косвенными намеками давая понять, что диалога не получится, давая в глазах детей негативную окраску этой теме.
3. Обман. Тревожные взрослые иногда предпочитают придумать сказку, чтоб избавить себя от неприятной для них беседы. Таким образом, находится временное решение, порождающее путаницу и неадекватную оценку разговорам о сексе в дальнейшем.
4. Объяснения. Оптимальный вариант реагирования на запрос ребенка. Важно чтобы пояснения взрослого точно соответствовали вопросу малыша, не вдаваясь в подробности, удовлетворяли познавательный интерес относительно возраста человека.
Ребенок растет, развивается, идентифицирует себя и интересуется разговорами о сексе, как и всеми другими явлениями в окружающем его мире. Только по реакции взрослых понимает, что эта тема носит особенный, зачастую неудобный характер. Мудр тот родитель, кто смог достойно объяснить ребенку нюансы взаимоотношений полов, не потеряв самообладания и авторитета в глазах ребенка.