Я знаю, вы ждали...
«8 женщин» Франсуа Озона заявлен как комедийный детектив, но криминальная линия здесь точно второстепенна. Раскрашенный в яркие краски, прерывающийся на музыкальные номера, «8 женщин» как современный водевиль, пародия на мюзиклы и голливудские фильмы.
Режиссер Франсуа Озон назвал свой фильм «намеренно неестественным», чья главная цель — показать женственность в её разных формах.
Действительно, у каждой героини свой стиль, свой типаж и «посыл образа». Настолько, что некоторые из них живая иллюстрация для систем типирования, а наряды — руководство к действию, если бы мы жил в 50-х годах прошлого века.
В истории моды 50-е — переломный момент и интересно, что Озон выбрал именно эту эпоху, время, когда в Европе родился «New Look», новая форма женственности.
«8 женщин» вышел в 2002-м и костюмы всех героинь были спроектированы с нуля специально для фильма.
СЮЗОН
«Новую женственность» на экране воплощает Сюзон — студентка, приехавшая домой на каникулы.
Сюзон в розовом с головы до ног, что подчеркивает её молодость и даже наивность.
Типаж актрисы Вирджини Ледуайен, а также прическа с короткой челкой это впечатление усиливают. Кстати, как думаете, к какому типажу следует отнести её в системе Кибби? Гамин или другие версии?
Наряд Сюзон с подчеркнутой талией и пышной юбкой копирует классический силуэт «нью-лук», подчеркивая, что она — сама современность, героиня своего времени.
Как и положено молодости, Сюзон активна, энергична, в меру спорит с прошлым поколением (которое воплощает её мать) и в меру идеализирует будущее.
КАТРИН
На фоне старшего поколения Сюзон — свежесть и новизна, но не на фоне своей младшей сестрицы. Последняя не просто моложе, в её характере чувствуется настоящий бунтарь, и это отражают поступки, слова и, конечно, одежда.
Не дайте нежным цветам обмануть вас! Катрин носит нежно-голубой и нежно-зеленый и последний — символ молодости, весны, надежды, нового начала (даже детская Катрин в зеленом цвете).
И все же главное в Катрин — её бунтарство, восстание против правил и системы. В её образе бунтарство облечено в форму брюк — новую одежду молодых женщин. Здесь явно ссылка на «икону» — Одри Хэпберн, любительница таких брюк, чей образ стал синонимом новой женственности, независимой и энергичной.
Разница поколений особенно видна, когда в кадре оказываются самая юная и самая старая героини. Катрин — воплощение перемен, её бабушка — остаток прошлого.
Лавандовый цвет, оборки, мягкий силуэт — все это символы «тихой» женственности родом из консервативной эпохи. Для бабушки, героини Даниэль Дарьё это еще и… ширма, прикрытие женщины, не согласной мириться, способной поэтому даже на убийство.
ГАБИ
Однако истинный матриарх этой женской семьи, без сомнения, Габи.
Зрелая и округлившаяся Катрин Денев отлично смотрится в образе матери взрослых дочерей, но также убедительна она в образе дивы. Женщина, вокруг которой крутится все. И она прекрасно знает об этом.
Габи сильная женщина но её сила не в попытке быть похожей на мужчин, а именно в женственности — в умении притягивать к себе, восхищать, заставлять преклоняться. Поэтому облегающее платье, вырез, укладка, каблуки, леопардовое пальто, меховая горжетка.
Она окружена символами роскоши, очень ухожена, явно «high maintenance». вместе с этим, с подачи Денёв, мы понимаем, что эта женщина не предмет, не трофейная жена, в этом доме она королева. А рядом с ней, помимо дочерей, две женщины, чем-то похожие на неё и одновременно разные.
ПЬЕРЕТТА
С одной стороны Пьеретта в исполнении Фанни Ардан. Как Габи, она тоже сильная и увереная в себе женщина.
Но посмотрите, как её типаж и стиль отличают от Катрин Денёв в образе Габи!
Фанни Ардан (скорее всего Soft Dramatic по Кибби) крепче, атлетичнее, в её облике явно преобладает «ян»-заряд. Красное платье по фигуре, но делающее акцент на верхей части, в частности, на плечах, усиливает это впечатление.
Снимая рядом Денёв и Ардан, Озон явно играет на стереотипах: блондинка и брюнетка, «инь» и «ян», сильная женственность и женственная сила.
Обе героини эксплуатируют архетип Любовницы. Однако особенности типажа (и характера) каждой вносят в финальный образ свои коррективы. У Денёв это Любовница с элементами Правителя и Опекуна, у Ардант — Любовница и Воин.
ЛУИЗА
А вот по другую сторону от Габи-Денёв оказывается Эммануэль Беар в облике горничной Луизы.
Кажется, что Луиза идет по схожему пути, используя как оружие женственность и сексуальность. Не случайно в фильме есть сцена намекающая на сходство героинь, внешнее и стремление Луизы занять место хозяйки.
Внешность молодой Эммануэль Беар добавляет её Любовнице ноты Невинного, по иному расставляя акценты.
*о сочетании архетипов Любовница и Невинная есть целое видео на моем канале
Наряд Луизы, как и она сама, двойной, не односложный. Под длинным платьем оказываются высокие ботинки на каблуке, волосы распускаются, а целомудренная манишка легко снимается, обнажая глубокий вырез.
ОГЮСТИНА
Настоящая [стильная] революция достается Огюстине. Именно она проходит путь от горькой старой девы до блистательной женщины, меняя наряд сельской библиотекарши на гламурное вечернее платье.
Анализируя её костюмы (только у Огюстины за фильм из целых три), можно сделать интересное набюдение. Вначале фильма её «библиотекарский» наряд похож на наряды молодых племянниц. Их объединяет зеленый цвет, воротнички, приталенный силуэт «нью-лук» с широкой юбкой.
Но то, что на молодых девушках символ молодости, современности, свободы, на взрослой и незамужней Огюстин преподносится как наряд старой девы (и потому же её костюм коричневого темного цвета).
Девичья одежда на Огюстине символизирует её несостоявшуюся женственность, «замороженность» - она так и не вышла замуж, а значит, тормозила в своем развитии как женщина (в отличие от замужней сестры).
Однако технический «эффект непривлекательности» создает даже не сама одежда, но прическа, очки и блестящая игра Изабель Юппер, изображающей Огюстину.
Забавно, как «расцвет» героини случается вдруг и всего за пару часов, стоит ей избавиться от очков, сменить прическу и надеть, по её же словам, старое платье своей сестры очень давнее, судя по размеру .
Возможно, что это тоже насмешка — над многочисленными фильмами-переодеваниями, где ради «вау»-эффекта привлекательную актрису сначала намеренно делают некрасивой. А после удачные платье и макияж возвращают ей нормальный облик, требуя веру, что все в жизни можно поменять за два часа посредством прически.
Однако о жанре makeover и стильных трансформациях мы поговорим в следующий раз. А на сегодня у меня все, продолжение следует!
А вы смотрели «8 женщин»? Какое у вас сложилось впечатление?