Правда ли, что строить кольцо задумали ещё в 1935 году? Где оно должно было проходить? Какой участок начали делать первым? Как возводили эстакады, и что было на их месте раньше? А также - когда закончили строить Третье кольцо? И смогло ли оно решить проблему с пробками? Об этом и не только расскажу сегодня.
Город колец
Одна из главных проблем Москвы - транспортная. Она мучает город на протяжении столетия. Задумываться о её решении начали ещё в 1930-х годах. Население росло, общественного транспорта становилось больше. Но практически полное отсутствие широких дорог мешало организовать комфортное и быстрое передвижение по столице. #История сложилась таким образом, что #Москва формировалась по кольцевой системе. Это позволяло безопасно развиваться территориям, входившим в городскую черту.
Ведь сначала появились стены Кремля, потом Китай-города, Белого города, Земляного и Камер-Коллежского валов. Изначальные функции почти у всех этих сооружений были оборонительными. Но со временем необходимость защищаться отпала, и на месте бывших стен (кроме Кремлёвских) появились улицы. К 1930-м годам стало понятно, что Бульварное кольцо и Садовое вскоре перестанут справляться с возложенной на них миссией.
Поэтому в Генплане 1935 года предусмотрели строительство аж двух дополнительных колец. Одно из них, "Новое Бульварное", располагалось чуть дальше Садового. Другое, "Парковое", пролегало за исторической линией Камер-Коллежского вала. Оно должно было соединить все главные парки столицы, поэтому и получило такое название. Но Великая Отечественная война не позволила воплотить идеи в жизнь. О планах по реконструкции благополучно забыли до конца 1950-х.
Какой участок был первым?
В те времена вообще часто обращались к Генплану 1935 года с целью модернизации Москвы. Например, опираясь именно на эти источники спроектировали Новый Арбат и Комсомольский проспект. Решили воспользоваться старым Генпланом и для строительства очередного кольца. Изначально хотели, чтобы оно прошло по трассе "Нового Бульварного".
В том числе и по этой причине первым участком для строительства выбрали отрезок от современной Беговой улицы до Рижского вокзала. В 1960 возвели Ваганьковский путепровод. Хотя формально сейчас это не часть Третьего кольца. Саму Беговую расширять и превращать в магистраль не стали. По тем временам она итак считалась вполне себе просторной.
Через год появился первый полноценный участок новой трассы - тоннель под Ленинградским проспектом. Через него можно было беспрепятственно и быстро переместиться на улицу Новая Башиловка. Также в 1961 построили Автозаводский мост. Неизвестно, планировался ли он в то время, как часть кольца. Продолжили прокладку в сторону Рижского вокзала в 1965. Тогда появилась Савёловская эстакада.
Рижская - Русаковская
После этого #строительство немного "заглохло". Но в 1971 году вышел в свет новый Генплан Москвы. Он предлагал не только новое кольцо, но и то, что сегодня мы называем хордами. Сквозные магистрали должны были связать Ховрино и Борисово, Тёплый стан и Владыкино, а также другие местности столицы друг с другом. Также решили немного переделать и кольцо. Теперь оно проходило несколько дальше трассы Нового Бульварного образца 1935 года. Оно переместилось с Нижней Красносельской улицы в район Русаковской.
В 1975 году открыли Рижскую эстакаду через железнодорожные пути трёх вокзалов. Она с одной стороны упиралась в перекрёсток с проспектом Мира у Рижского вокзала и переходила в Сущёвский вал. С другой стороны (у Рыбинских улиц) вообще было что-то вроде тупика. Митьковский тоннель под одноимённой соединительной веткой железной дороги появился только в 1984.
Четырьмя годами ранее открылась Русаковская эстакада. Она соединила то место, где сейчас находится "Ашан" и Бакунинскую улицу. На этом стройка времён #СССР завершилась. Готовый участок от Русаковской эстакады до улицы 1905 года получил гордое название "Кольцо В". Позже в стране начались трудности. Было как-то не до благоустройства. Поэтому работы остановились.
Кольцо замкнулось
Вновь к строительству Третьего транспортного кольца приступили в 1997 году. Тогда окончательно утвердили проект новой магистрали. Фактически работы начали в 1998. Они продолжались 7 лет. Первым открылся Бережковский мост. Затем, через год, ввели в строй Новорижскую (между Рижской и Сущёвским валом) и Лужнецкую эстакады. Во время строительства первой пришлось немного потеснить застройку Рижского вокзала.
В том же году начал работать участок от Бережковского моста до Кутузовского проспекта. Затем каждый год стабильно открывали всё новые отрезки будущего кольца. Замкнулась магистраль в ноябре 2005. Тогда реконструировали развязки в районе Звенигородского шоссе, Ленинградского проспекта и Шереметьевской улицы. В общей сложности протяжённость Третьего транспортного кольца составила 35,1 км.
До 2016 года движение было сквозным, то есть не существовало ни одного светофора. В июне 2016 первый установили на пересечении кольца с Ленинградским проспектом. Так всегда была жуткая пробка на съезд в сторону области. Вроде как эксперимент получился удачным.
Царство пробок и мучение для жителей Москвы
Несмотря на всю масштабность и в какой-то мере удобство, Третье транспортное кольцо так и не смогло решить транспортную проблему. Предполагалось, что оно разгрузит Бульварное, а также Садовое. Но пробки оттуда никуда не делись. Постоянные заторы мучают и само Третье кольцо. Просто потому, что других маршрутов нет. Автомобили вынуждены пользоваться магистралью. Через центр даже при свободном движении долго продираться через многочисленные светофоры. На МКАДе также пробки. Вот и приходится пользоваться Третьим кольцом, которое частенько окрашено в красный цвет на карте пробок. Создаётся ощущение, что, например, Сущёвский вал и Нижняя Масловка стоят почти круглые сутки.
Также на многих развязках запутанная и неудобная система съездов. Например, в районах пересечения с шоссе Энтузиастов, Волгоградским проспектом и около "Москва-Сити". Кроме того, строительство Третьего кольца ухудшило жизнь многих москвичей. Теперь они живут рядом с шумной, пыльной магистралью. Около метро "Автозаводская", на улицах Нижняя Масловка, Новая Башиловка и Беговая дома вообще стоят впритык к проезжей части.
Частично решить проблему пробок призваны хорды, которые активно строят в наше время. Теоретически они должны забрать часть потока автомобилей на себя. Как выйдет на практике, покажет время.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!