Закрывая дверь на ключ, никто уже не задумывается над тем, что и ключи, и замки – древнейшие изобретения человечества. Они упоминались еще в Ветхом Завете, и по своим сути и предназначению не изменились. Просто из века в век ключи становились все красивее, затейливее и хитроумнее.
Они были первыми
В гробнице древнеегипетского фараона Рамзеса II, который жил в 1279–1213 годах до нашей эры, обнаружили деревянный ключ. И на сегодня это самый древний экземпляр из всех, известных человечеству. Он напоминает огромную зубную щетку, где на одном из концов вместо щетины расположены колышки. «Щетку» вставляли в паз. При движении приспособления вверх колышки подходили под тумблер, тумблер вытаскивался из засова и после этого легко выдвигался. Подобный ключ, правда, годился только для внутренней стороны двери, где располагался засов.
Открывать засов с помощью ключа с обеих сторон впервые научились древние греки. Засов блокировался С-образными колодками с головками в форме желудя, расположенными в пазах внутри направляющей. Ключ совершал вращательные движения, отводя колодки в сторону. Секретность замка зависела от количества, размера колодок и шага между ними. Ключ был очень большим – длиной около 50 см, а то и больше, и изготавливался из бронзы. Несколько подобных экземпляров сохранилось до наших дней. В VI веке до нашей эры один из них отпирал храм Артемиды в Лузах, а теперь украшает музейную коллекцию, два других и по сей день открывают два древних собора – правда, не в Греции, а в Риме.
К слову о древних римлянах. Они тоже внесли свою лепту в изобретение замков и ключей от них, начав делать пазы и язычки в замках различной формы. Римляне же первыми изготовили висячий замок. Ключи от такого замка часто выполняли в виде перстня.
Произведения искусства и способ защиты
В Средние века замки и ключи научились украшать орнаментом. Инкрустированные диковинными узорами, они становились настоящими произведениями искусства. Ремесло изготовления ключей стало престижным и учиться ему приходилось долго. Три года будущий мастер ходил в учениках, потом становился подмастерьем и наконец ему доверяли изготовить нечто свое, доказывающее, что он может работать самостоятельно, не позоря профессиональное сообщество. Мастера очень старались, так что некоторые образцы их творчества представляли собой большую ценность, чем содержимое сундуков и шкатулок, которые эти самые ключи должны были запирать.
Для того чтобы продемонстрировать свое искусство, ремесленники часто выставляли готовые шедевры на обозрение без покрытия, так, чтобы показать составные части механизмов замка, декоративную отделку корпуса и метод сборки. Именно в это время были придуманы замки-ловушки, способные «цапнуть» вора за палец, и замки-секреты с несколькими замочными скважинами, и даже ключи-пистолеты. Последние предназначались для тюремных охранников и сторожей, чтобы защитить их от лихого люда.
Замочные механизмы постоянно совершенствовались, а их производство росло, с XIX века приобретя огромные масштабы. Увы, ключи и замки перестали быть красивыми и изысканными, зато стали надежными. И предназначенными служить на века. Например, изобретение британца Лайнуса Йейлла, английский цилиндровый замок с плоским ключом, пользуется популярностью и по сей день. И это несмотря на то, что сегодня существует просто невероятное количество самых разнообразных ключей – ригельные, электронные, английские, сувальдные, финские, с чипом. Некоторые замки даже попали в Книгу рекордов Гиннеса. А отдельные – в музей. Например, в австрийский Музей Ганса Шелла или в Государственный исторический музей России, а еще, например, в Национальный технический музей Чехии.
Ключ как символ
На протяжении всего своего существования ключ был не только функциональным предметом, но и символом, обозначавшим безопасность, власть и авторитет. Его изображение присутствует на гербах и печатях императоров. Отдавая ключ от крепости или города, поверженные правители доверяли себя на милость победителя или же просто выражали кому-либо особое доверие. Этот обычай сохраняется и в наше время: особенно важным гостям вручаются символические ключи от города.
А еще замки, закрепленные на мостах, во многих странах мира считаются символом крепкого семейного союза. Маленькие и большие, с именами и без, разной формы и конструкции, замки эти – приятное напоминание о том, что вы с любимым вместе навсегда. Обычай этот пришел из Италии. Свои чувства скрепили подобным образом герои романа Федерико Моччиа «Три метра над небом», после чего традиция ушла в народ. Но это уже совсем другая история.