Нет необходимости представлять знаменитые клипы, которые он в разные годы снимал для рок-группы Queen . Так, среди известных работ режиссера Руди Долезала значатся такие видео, как «Living on My Own» (сольный клип Фредди Меркьюри), «One Vision», «Friends Will Be Friends», «Breakthru», «Scandal» и другие. Кроме того, он создал несколько документальных фильмов, посвященных британской группе: «Magic Years» (1987), «Queen: The champions of the world» (1995) и «Freddie Mercury: The untold story» (2000).
Австрийский режиссер работал со многими популярными артистами (The Rolling Stones, Уитни Хьюстон, Том Уэйтс и др.) и сделал потрясающую карьеру. Но что мы знаем о его прошлом, о семье, об основных интересах и увлечениях?
В настоящее время Долезал работает над заключительными главами книги о своем друге Фредди Меркьюри, поэтому, к радости поклонников, стал более активным в интернете и социальных ресурсах. И сегодня мы предлагаем вам интервью, которое прославленный режиссер дал Стефани Джардини в 2020 году. Этому мы планируем посвятить несколько публикаций (как позволяет масштаб данной беседы). Приятного прочтения.
Вы рано начали свою карьеру телерепортера в Вене. Как Вы стали журналистом? В то время Вы уже думали о том, чтобы стать кинорежиссером?
Руди Долезал: «Можно сказать, что я стал кинорежиссером случайно... Когда мне было 17/18 лет, я закончил среднюю школу, успешно сдал все выпускные экзамены. Одно время я хотел стать звездой футбола, а потом переключился на баскетбол и легкую атлетику (я был чемпионом Вены по легкой атлетике – беге на 100 метров и прыжках в высоту). Кроме того, я участвовал во всех школьных спектаклях, а также был в театральной труппе вместе с неким мистером Валецем, у которого сейчас есть уже два «Оскара» и два «Золотых глобуса» (Кристоф Вальц - австрийский актер, режиссер и сценарист. Он является лауреатом двух премий «Оскар» и «Золотой глобус» за роли в фильмах «Бесславные ублюдки» и «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино. – Прим. ред.). Около 7 лет я учился играть на гитаре, но полностью освоил искусство только к восемнадцатилетнему возрасту.Поэтому я думал, что стану либо музыкантом, либо политиком... да, я же еще школьную газету писал! Я мечтал о многом – о спортивной карьере, работе журналиста, но никогда не думал о профессии режиссера! Возможно, иногда мне хотелось быть актером… Перед экзаменами меня спросили в школе, в какой университет я хочу поступать (это нужно было для специальной книги, которую заполняют под каждый выпуск). Тогда я им предложил поставить три вопросительных знака. Я понятия не имел, как сложится моя жизнь, потому что было так много вещей, которые меня интересовали! У меня была прекрасная школа, где никто не ограничивал свободу студентов. Я мог спокойно заниматься спортом, журналистикой и школьной политикой, а когда приходил черед выбрать одно из них, я говорил: «О боже!»
Вероятно, поворотный момент произошел в 1976 году, когда в Вене должен был пройти своеобразный «Вудсток 1968». Ежегодно там организуют знаменитые венские недели культуры, где играет классика, звучит опера, но есть и вещи, привлекательные для молодежи, например, вечера поп-музыки, различные театральные постановки. И все это происходит на фоне старинной архитектуры…
Но в тот год они заявили, что собираются уничтожить главное историческое здание, на месте которого планировалось построить торговый центр. Мы с друзьями были потрясены, так как речь шла о тысячелетней культуре! Тогда мы решили противостоять этому вандализму, поэтому захватили здание, которое охраняли в течение 5 месяцев… Там мы организовали временную театральную трупу, придумали детские развивающие группы, а также музыкальный фестиваль, который должен был привлечь общество к данной проблеме. Люди приходили к нам, помогали материально, а в итоге сотни тысяч немцев встали на нашу защиту и заявили: «Не разрушайте это! Молодые люди правы».
На телевидении нас игнорировали, говоря что-то вроде: «О, это молодые хиппи, которые делают свою грязную работу…» Но нашлась одна съемочная группа из молодежной программы, которая решила встретиться с нами. Дело в том, что я был им знаком по многим передачам, где давал интервью в качестве капитана футбольной команды. Поэтому, когда все закончилось, они сказали: «Неужели ты не хочешь работать в молодежной программе?» Я только что закончил среднюю школу и понятия не имел, кем хочу стать, но это предложение меня вдохновило. «Да, мне бы хотелось попробовать», - услышали они тогда. И я попробовал, и мне понравилось, и вот так я стал режиссером.
В 18 лет я попал на телевидение, и стал первым ведущим в Австрии и Германии, у которого были длинные волосы (и этой прическе я до сих пор остаюсь верен). Конечно, случился большой скандал, но я был таким крутым парнем, который вел единственную программу, где рассказывали о популярной музыке… Вот так мы начали снимать больше фильмов о поп-музыке, а потом я познакомился с Фрэнком Заппой, The Rolling Stones, Фредди Меркьюри…»
Ваша встреча с Фредди Меркьюри оказалась весьма знаменательной. В каком возрасте Вы впервые встретились с ним и по какому поводу?
Руди Долезал: «Я начал создавать какие-то вещи для Queen в конце 70-х, например, снимал в Вене две их концертные песни, но о личной встрече говорить не приходилось.
Долгое время наши пути с Фредди не пересекались. В первый раз мы по-настоящему встретились в начале 80-х (скорее всего, в 1982 году), когда я взял у всех четверых короткое интервью. А потом, кажется, в 1984 году, было знаменитое интервью в Мюнхене. В то время я уже был хорошо известен своими музыкальными работами на телевидении, которые предназначались для единственной молодежной программы в Австрии (тогда у нас не было частных компаний, поэтому все смотрели только один государственный канал). Наша команда была единственной, работающей преимущественно для молодежи. С каждым годом я все больше интересовался музыкой, и однажды сказал: «Есть такие люди, как The Rolling Stones, Фрэнк Заппа, Фредди Меркьюри, которые приезжают в Вену, чтобы выступать на концертах. Так почему никто не пытается взять у них интервью?» Мне было очень интересно познакомиться с ними, а заодно я хотел переубедить тех людей, которые критиковали мою передачу. Они постоянно говорили: «О, поп-музыка — это не культура». Тогда очень немногие были знакомы с мировой поп-культурой, так как еще ощущалось влияние старой идеологии.
«О да, да, Фредди..., Мик Джаггер поговорит с тобой, Руди Долезал, конечно», - с усмешкой повторяли они. Но все это продолжалось ровно до того момента, пока я не взял интервью у Мика Джаггера. И так далее. Я был своего рода первопроходцем, и мне это нравилось.
Да, я поступал так не ради карьеры, а потому, что мне действительно было интересно заниматься этим. И я работал только с теми музыкантами или группами, которые мне нравились. Но позже появился и панк-рок, Sex Pistols… Так что я был очень разным.
Итак, во время нашей первой встречи (о которой я рассказал в книге «Мой друг Фредди») мы оба знали о достижениях друг друга. Помню, что от волнения сильно вспотел, так как все говорили, что Фредди Меркьюри не любит интервью. Он ненавидел журналистов. Кроме того, упорно ходили слухи, что с ним очень нелегко разговаривать. Все это только усиливало мое волнение, поэтому я подготовил, наверное, сотню вопросов для «строптивого Фредди». В этот же день или днем ранее я брал интервью у Брайана Мэя в его гостиничном номере. Но встреча с Фредди обещала стать чем-то особенным. Не помню, как запрыгнул в наш автобус «Фольксваген», где меня уже ждали звукоинженер и оператор… Но буквально с первых минут мы с Фредди понравились друг другу. Я всегда считал себя внимательным интервьюером, хотя я не отношу себя и к плохим режиссерам… Но хвалить себя нельзя, правда? Фрэнк Заппа однажды сказал мне: «Ты практиковался так много лет, что теперь у тебя это хорошо получается».
Думаю, мой успех отчасти связан с неплохим знанием английского, а также с тем, что это было мне действительно интересно. В то время многие слышали о британских музыкантах, но никто не изучал их биографии, не знал истории создания знаменитых песен… Для меня это служило особенной мотивацией. Помню, в конце нашей встречи с Фредди я настолько расслабился, что сказал ему между делом: «И кстати, если вам нужен действительно хороший режиссер для клипов и видео, позвоните мне», после чего дал свой номер телефона. Это было так наивно, потому что группа работала с лучшими людьми в Англии и Америке, а тут какой-то неизвестный австриец… Процент успеха был минимальный, как если бы Северная Корея стала чемпионом мира по футболу. Но надежда все равно оставалась. Во многом это было связано с тем, как ко мне относился Фредди… Он был так хорош в этом интервью, так открыт и спонтанен, как, например, в момент его шуточного ответа: «Если люди перестанут покупать мою музыку, я стану стриптизером». Я сразу спросил: «Хорошо, под какую музыку ты будешь танцевать стриптиз?», а он парировал: «Под все песни, которые я написал».
Это было похоже на пинг-понг, в моей книге есть даже глава, которая называется пинг-понг. Вот так все и началось. А потом, несколько месяцев спустя, мне звонит Джим Бич (менеджер Queen) и просит приехать в Мюнхен, где я должен был снимать следующее видео Queen. До этого я тоже выполнил раннее обещание (которое обычно игнорировали телевизионщики), отправив им копию своего маленького фильма с указанием обратного адреса и номера телефона. После этого мне и позвонил Джим Бич, который рассказал, что группе понравилась моя работа, мое интервью с Фредди. Остальное уже история. Думаю, что я снял для Queen больше, чем остальные режиссеры (более 30 видео, включая клипы, интервью и документальные фильмы).
Кроме того, я работал над сольными клипами Брайана, Фредди и Роджера, а также посмертными видео, когда Фредди уже не было с нами. Но это всегда были официальные видео Queen . Так что все это очень мило. Когда я снял первый клип «One Vision», сразу отметил: «Эй, я только что создал сноску из реальной истории великой группы! Это видео режиссера Руди Долезала, вау!» Этой работой я невероятно гордился».
Продолжение следует…