Бхаратанатьям – один из стилей индийского классического танца, берущий свои истоки в Южной Индии.
Как и другие индийские танцы, бхаратанатьям изначально был ритуальным, исполнявшимся в храмах, действом. Да и назывался он по-другому – Садхир.
Пришедший из глубины веков, танец сохранил свою уникальность и самобытность. Об этом можно судить, изучая древние летописи и скульптуры, украшающие храмы Южной Индии.
Но не стоит думать, что так легко и естественно дожил древний танец до наших дней в своем первозданном виде. В истории страны был сложный период, когда английская колонизация внесла большие перемены во все сферы жизни общества. Коснулось это и культурного наследия, в частности, танца.
Храмовые танцовщицы подвергались публичному осуждению, а значит, изучать и исполнять храмовые танцы стало крайне неприличным делом.
Возрождение танца Садхир началось во времена борьбы за независимость Индии. Вот тогда он и получил новое название – Бхаратанатьям, что можно перевести как «Индийский танец» (Бхарата – древнее название Индии, натьям – танец). По другой версии, название заключает в себе несколько слов: чувство, музыка, ритм (бхава, рага, тала).
Важную роль в возрождении танца сыграла Рукмини Деви Арундейл – индийская танцовщица и хореограф, и немаловажную – русская балерина Анна Павлова.
Именно по ее совету Рукмини Деви занялась изучением индийского храмового танца, восстанавливая его по крупицам.
Отец Рукмини был теософом, просвещенным человеком, и она с детства впитывала новые веяния в культуре и искусстве. Выйдя замуж за англичанина, тоже теософа, Рукмини Деви много путешествовала с ним, сама стала президентом федерации молодых теософов.
Ее восхищал и увлекал русский балет. Однажды в Бомбей приехала Анна Павлова, и чета Арундейл посетила ее выступление. А позднее, оказавшись на одном пароходе с известной балериной, Рукмини завела с ней дружбу и даже стала брать уроки танцев.
Вот тогда Анна Павлова и подсказала индийской девушке обратить внимание на танцевальное наследие собственной культуры, незаслуженно забытое и покрытое скандальной репутацией.
Рукмини вняла совету своего кумира и, позднее, вернувшись в Индию, приступила к изучению древних танцевальных форм. Это было непростой задачей, поскольку ей, девушке из браминской семьи, нельзя было даже смотреть на такой танец.
Тем не менее, она нашла исполнителей и сама выучила танец Садхир, а вскоре состоялось ее первое выступление перед публикой, которое шокировало зрителей, несмотря на то, что это были представители теософского движения с довольно прогрессивными взглядами.
Нужно было что-то менять… Рукмини Деви Арундейл много работала над созданием современного облика древнего танца. Очистив его от эротической составляющей, она сделала танец выверенным и четким, можно сказать - по формату русского балета. Теперь в репертуаре, движениях, и стилистике прослеживаются строгие рамки.
Даже костюмы Рукмини разрабатывала сама, привлекая портных из Европы – это стилизованное сари с мелкой драпировкой внизу.
В 1936 году Рукмини Деви Арундейл вместе со своим мужем основала академию искусств Калакшетра, которая существует и поныне, признанная «Институтом национального значения».
*****
Смотрите видео-версию сюжета:
Также рекомендую статью о другом стиле индийского танца, зародившемся на севере Индии - КАТХАК