21 июля 2017 года в туристский лагерь, где я летом работала руководителем детского пресс-центра, зашёл необычный гость – Алексей Орлов, совершавший пеший тур босиком вокруг озера Тургояк. Алексей Анатольевич – известный на Урале велопутешественник на дальние дистанции по, казалось бы, непроходимым маршрутам. Он дал нам интервью и поговорил с одним из отрядов лагеря, ответил на вопросы, интересующие ребят, и рассказал о том, как началась его туристская жизнь.
– Алексей Анатольевич, расскажите о своем первом путешествии.
– Его я совершил в 2007 году. Стартовал 22 августа из Оренбурга и вернулся домой в Миасс тоже в августе – 11 числа, но через год. Зимовал в Иркутске, а на Южный Урал возвращался из Улан-Удэ. Это было мое самое длительное путешествие.
– Почему Вы выбрали именно это направление?
–Тургояк – младший брат Байкала, и я решил соединить их не только в легенде, но и на самом деле. Взял воду из Тургояка, отвёз в Бурятию, пролил её на берегах Байкала, а воду с Байкала проливал по берегам Тургояка. Вообще я к воде отношусь по-особенному, ведь мы сами состоим по большей части из воды, поэтому человек должен дружить с водой. Вода, наши озера и моря – это богатство России.
- Чем вы занимались до того, как стали путешествовать?
- Я приехал когда-то в Миасс, чтобы стать геологом, в армии служил геодезистом, к тому же я изначально хорошо ориентируюсь на месте. Вообще я родился в Казахстане, у меня мама оттуда родом. Но, пожив в Миассе, я решил, что когда напутешествуюсь, вернусь в Миасс жить.
- Сколько обычно длится ваше путешествие?
–По-разному бывает. Я вот после Байкала лет 5 не путешествовал, пока сын рос.
– Когда возобновили своё хобби?
– Когда сын пошёл в армию. Я ему пообещал, что навещу. Для этого я на велосипеде преодолел путь от Белого до Чёрного моря. Уже после окончания службы мы вместе с ним проехали 700 км через разные города до Кургана и обратно. Он до сих пор вспоминает это путешествие. Сейчас ему 23 года, живёт в Екатеринбурге, но мечтает ещё раз вместе куда-нибудь съездить. После этого я посетил места рождения мамы и папы –Казахстан и Ленинградскую область. Когда я побывал в тех местах, где шла война, то даже не смог там ночевать в платке – настолько это место пропитано кровью тех, кто защищал Родину, пришлось ехать еще целых 40 км, чтобы заночевать где-то.
– Расскажите, что изображено на табличке, которую вы возите с собой.
– Я выбрал две фотографии. На одной я изображен на Красной площади в Москве на велосипеде. Вообще на Красную площадь нельзя с велосипедами, но меня пустили. Со мной была байкальская вода, которая проехала вместе со мной 8000 км. На второй фотографии изображен барельеф одного из домов Санкт-Петербурга, посвященный блокадникам. Здесь женщина с ребенком на руках. Этот барельеф расположен в том же районе, откуда родом моя бабушка и где родился отец. Поэтому я и выбрал эту фотографию, изображающую как будто бабушку и отца.
– В этом году путешествовали?
– В нынешнем году я завершал прошлогоднее путешествие по казахстанскому Алтаю. Стартовал 22 июня 2016 года, поехал по Иртышу, затем в Казахстан. В России туристы уже весь Алтай исходили, а там много нехоженых троп. Затем доехал до Новокузнецка, общался с молодежью Кузбасса, рассказывал им об Урале, Тургояке. Там перезимовал. Узнал, что в 2018 году городу исполняется 400 лет, решил оставить у знакомых свой велосипед, а на Урал вернулся поездом. Поэтому в следующем году вновь поеду в Новокузнецк за велосипедом и побываю на юбилейных мероприятиях в честь Дня города.
– Как вас воспринимают люди, встречающиеся на пути?
– Вообще тебя принимают так, как ты сам хочешь. Но лучше всего относятся жители коренных народов. Я вот бывал в Башкирии, Калмыкии, Бурятии, на Кубани у казаков и в других местах, везде со мной хорошо общались, от людей идёт интерес и радость. Самые тёплые встречи были у меня в Хакасии. Единственное правило, которого я придерживаюсь, – не проезжать вечерами средние и крупные населенные пункты. Маленькие поселения и деревушки ещё не совсем разложены морально, а вот в городах не совсем понимают.
– Вы заранее планируете маршрут, места ночёвок или это происходит спонтанно?
– Нет, не планирую. Увидел удобное место, поставил палатку. Захотел остановиться, остановился.
– Вы путешествуйте с какой-то определённой суммой денег?
– У меня с собой есть сумма на обратную дорогу, чтобы в случае чего можно было купить билет на поезд. В остальном, как я говорю, если в дороге не будет друзей, то и смысла путешествовать нет. У меня много друзей и знакомых, кто предлагает помощь, поэтому я домой возвращаюсь тогда, когда уже невозможно больше продолжать путешествие на велосипеде. Например, когда я был в Хакасии, выпал снег 17 октября.
– Как сказываются на вас путешествия?
–За эти 10 лет, что я являюсь путешественником, я ни разу не болел. В больницу обращаюсь только когда комиссию прохожу. Перестал ходить в аптеку, т.к. отпала необходимость в лекарствах. В путешествиях проходит усталость, болезни, излечивается душа. За это время я ни разу не пожалел о том, что начал путешествовать.