Зимой в выходной день рано утром поехали в Сергиев Посад. По дороге решили заехать в Гефсиманский Черниговский Скит, он в 3 км от г. Сергиев Посад, расположен по адресу: ул.Гефсиманские пруды, д.1, является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Происхождение названия Гефсимания - место уединенного моления Иисуса Христа о спасении людей, там же закончила свой земной путь Божия Матерь, это место Ее славного Успения.
Скит- это поселение монахов - отшельников . "Скит" на (коптском языке "шиет") - пространная равнина. Так называлась дикая песчаная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп. Макарий Египетский в IV в. Позже скитом стали называть отдельные уединённые места, устраиваемые при монастырях. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским в честь Её чудотворной Черниговской иконы, прославившей скит в конце XIX века.
Гефсиманский скит основан в 1844 г. стараниями митрополита Московского и Коломенского Филарета, и наместника лавры архимандрита Антония. Раньше скит был среди леса. Но времена меняются, место стало не самым уединённым, гуляют туристы и отдыхают местные жители. В общем, тихо и спокойно, много народу не было.
В 1950 гг. строение Гефсиманского скита были отданы военному ведомству, позже взорваны. На месте скитского кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, в настоящее время учебные заведения, принадлежащие Министерству Обороны РФ .
В пруду, разделяющим Гефсиманский и Черниговский скит, плавают утки, селезни. Много голубей.
Около пруда Часовня. Во внутрь не заходили, святую воду набрали в подземном источнике на экскурсии в Пещерах.
Часовня названа в честь святого благоверного князя Владислава Сербского. Заново построена и освящена 14 сентября 2016г. Святой источник всегда считали целебным, исцеляющим многие болезни.
В 1920 гг. советской властью была уничтожена старая часовня и система отводы воды из подземного источника. В наше время расчистили источник, восстановили отвод воды, обустроили купель и над ней построили новую деревянную часовню.
Фото и видеосъёмка внутри Черниговского Собора запрещена, фотографии с официального сайта.
Черниговский собор построен в честь Чудотворной иконой Божией Матери, именуемой Черниговская Гефсиманская, подарила её в 1852 г. Александра Григорьевна Филиппова. 1 сентября 1869 г. произошло исцеление парализованной крестьянки, лежавшей 9 лет. В то время зарегистрировано свыше 100 чудес и исцелений, исходящих от иконы. Больные приезжали в Скит и прикладывались к чудотворному образу, просили прислать по почте маслица от лампадки, заочно заказывали молебны, молились перед изображением иконы в книгах, и всем помогло.
В соборе хранится главная святыня монастыря - мощи святого преподобного Варнавы, канонизировали к радонежским святым в 1995г., верующие ему молятся о наставлении. Отец Варнава ( Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831г. в семье крепостных крестьян в селе Прудищах Тульской губернии. Когда ему исполнилось 20 лет, в 1851г. поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Наместник Лавры отец Антоний благословил пожелание Василия перейти в более уединенное место - Гефсиманский скит. Там юноше было дано послушание слесаря, воспитывал его старец Даниил. Через несколько лет Василий был приставлен к свечному ящику, а также читал в церкви Апостол и поучения из Пролога. В 1859 г. был переведен в Пещерное отделение скита (будущий Черниговский скит), в котором и остался. Водил богомольцев по пещерам, одновременно исполнял послушание келейника у своего старца монаха Даниила. Свободное от послушаний время он проводил в уединении, в молитве, чтении Священного Писания и изучении творений святых отцов. Посещал он и первого своего наставника - схимонаха Григория.
27 ноября 1866 г., в день празднования чудотворной иконы Знамения Божией Матери рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава в честь апостола от 70-ти Варнавы.
Отец Варнава в летописи Русской Церкви как "старец -утешитель", перевод с древнееврейского "Варнава" - "сын утешения".
Два важных события в духовной истории России. Первое - это встреча старца Варнавы и великого русского философа Владимира Соловьева. По свидетельству митрополита Антония Волынского, Владимир Соловьев до начала 1890 гг. был духовным сыном старца Варнавы, но затем старец отдалился от Соловьёва, причина не известна. Второе важное событие - это посещение старца Николаем II в 1905г. для беседы о будущем России и поиск совета. Известно, что старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей ему судьбе, но и благословил его принять участь великомученика. Также при жизни старец Варнава многим предсказывал будущие гонения за веру в советское время и давал указания как жить и предсказал возрождение Русской православной Церкви. Ежедневно старца Варнаву посещали от 500 до 1000 человек. Скончался он 17 февраля в 1906 г. стоя в молитве на коленях, как и преподобный Серафим Саровский.
В Черниговском Соборе находится Голгофа с частицей Древа Животворящего Креста Господня.
Вы увидите Святыни скита: Камень от гроба Божией Матери, привезенный из Иерусалима в 1850 на благословение новой Северной Гефсимании; Икона Божией Матери Нерушимая Стена; Икона Божией Матери Всецарица - благословение Святой Горы Афон, дар монастыря Ватопед; Рака с частицами мощей Киево-Печерских и других святых; Иконы с частицами мощей святого Филарета и святого митрополита Московский; Икона святой блаженной Матроны Московской; Икона святых благоверных князей Муромских Петра и Февронии; Икона преподобного Сергия Радонежского; Икона преподобного благоверного князя Олега Брянского; Икона святого благоверного князя Андрея Боголюбского; Икона преподобного Максима Грека.
Набралась небольшая группа, и мы купили билеты на посещение пещер, стоимость билета 100р. Предупреждаю, что лестницы крутые, проходы невысокие, когда много народу, сложно разойтись в маленьком пространстве, освещение тусклое, но экскурсия очень интересная, рекомендую. Проводил мужчина в монашеской одежде. Фото видеосъемка запрещена.
В 1847 г. при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом или Филиппушка (Филипп Хорев). Родом Филипп из владимирских крестьян, был женат, имел сыновей, но бросил семью ради скитаний. Филиппушка был юродивым, ходил босой зимой и летом, носил вериги и ходил с медным посохом с голубем - символом добра и чистоты, жил скромно - соблюдал посты, спал на земле. До поселения в скиту он прошёл пешком всю западную часть России, посещал монастыри и храмы, а в Киеве его настолько впечатлили пещеры Киево-Печерской Лавры, что решил основать свою подземную обитель. Пытался пожить в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, но там слишком много монахов и любопытных богомольцев, а он хотел уединения. Тогда наместник Антоний указал Филиппу перейти в Гефсиманский скит, но он нашёл рядом тихое место и поселился в лесной сторожке. Там он начал копать погреб вместе с товарищем и двумя послушниками из скита. Спустя три недели отец наместник увидел не погреб, а пещеру, в которой Филиппушка со своими сотрудниками-аскетами молились. Митрополит Филарет благословил пещерников: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной». Так Филиппушка возложил на себя новый подвиг - пещерничество.
Братия расширяла пещеру, делая от неё коридоры и отдельные пещерки-кельи; средняя была молельней. Работа была тяжелая: землю вытаскивали на себе в мешках, стены постоянно обваливались и их подпирали досками. Погибли 2 послушника - Андрей и Митрофан, их засыпало землёй. Накануне они видели 2 ангелов, проносивших венцы над их головами, приняв сей знак за благословение. Позже лаврские каменщики укрепили часовни и коридоры камнем и кирпичом, но пещеры стали ещё холоднее. Видимо, пещерная жизнь повлияла на здоровье Филиппушки, во время его болезни наместник о. Антоний постриг его в монахи с именем Филарет. Филипп выздоровел, через 3 года после основания пещер пришли его сыновья, они решили остаться с отцом и стать пещерниками. Каждый жил в отдельной подземной келье – тёмной комнате с земляным полом, стенами и потолком. Каждая келья размером не более 213 см в длину и ширину. В 1856-1857гг. пещеры расширялись.
Со временем старшая братия оклеветала и выгнала монаха Филарета. Он был вынужден уйти из пещер и поселиться в Лавру, но тосковал по пещерам, часто отправлялся в соседний лес. 20 марта 1863 г. он стал схимонах Филипп, снова продолжил подвижничество, но состоянию здоровья был вынужден оставить свой посох и носить обувь. 18 мая 1869г. в возрасте 66 лет заболел и умер. Его останки находятся в Иверской часовне пещер.
В 1886-1889гг. пещеры расширялись, уединённая живописная местность привлекала монахов, и насчитывалось более чем 400 монахов. В северной стороне Черниговского собора расположено братское кладбище, где покоятся остатки монахов, среди них 2 знаменитых русских философов и публицистов – Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891 гг.), принявшего монашество с именем Климент, и Василия Васильевича Розанова (1856-1918 гг.)
В пещерах мы набрали воду из подземного источника. Бутылочку для воды с собой не взяли, но там можно было купить за 10 рублей и наполнить. Вода действительно вкусная и целебная.
И в заключении, немного истории. В 1920г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт, а пещеры затоплены. В Черниговском монастыре размещались: тюрьма - колония для уголовников, интернат для слепых и полуслепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, ПТУ-интернат для инвалидов. В соборе Черниговской Божией Матери размещался склад Загорского горпромторга. Монашеская жизнь в Черниговском ските вновь возродилась в 1990 гг. и началась реставрация скита. Подземный Пещерный храм восстановлен в 2000гг., освящён в 2006г.
В помощь путешественникам, с 01.11.2020г. у Колокольни открылось кафе "Трапеза Паломника" , каждую субботу и воскресенье открыто для всех желающих, с 10:00 до 18:00. В следующий раз когда приедем, зайдём обязательно.