На днях московского собкора самого секретного еженедельника Латвии пригласили на открытие актерской студии «ЛАМА». Несмотря на глобальную пандемию, народу собралось немало. Основатель студии Андрей Лебедев два с половиной часа «увлекал творчеством» (по его собственному выражению) пришедших ребят. И это у него получилось на все сто. Ведь за плечами у актера порядка 30 театральных и свыше 218 киноролей.
Он снимался во многих популярных сериалах: «Универ», «Папины дочки», «Молодежка», «Я лечу», «Жил–был дед» и др. Как вы понимаете, список тут огромный. Причем в зависимости от потребности режиссеров–постановщиков наш гость способен мастерски перевоплотиться то в олигарха, то в генерала, то в криминального авторитета...
Памятная встреча с Шапиро
— Я еще запросто мог бы стать рижанином! — ошарашил меня звездный артист, когда узнал о том, что я представляю в Москве популярный прибалтийский еженедельник. — Зайду издалека, как говорится. Сам я родился в маленьком городке Краснокамске, расположенном в Пермской области.
Окончив обычную школу, поехал покорять Москву. Решил попытать счастья, отправившись в Школу–студию МХАТ. Но, увы, с первого раза мне не повезло. Поступить удалось только с третьей попытки. Тем не менее в 1987 году я стал обладателем диплома, в котором была указана заветная профессия.
Итак, как же я едва не стал рижанином? Дело в том, что обычно на московских театральных студентов «засматриваются» режиссеры из других городов, которые мечтают заполучить молодые ценные кадры с престижными столичными дипломами.
Как–то на нас пришел посмотреть и ваш Шапиро, главный режиссер прославленного Рижского ТЮЗа. До сих пор помню встречу с ним. Видимо, чем–то я ему приглянулся. Я тогда играл главную роль в спектакле «Орфей спускается в ад».
А еще одна острохарактерная роль у меня была в постановке «Седьмой подвиг Геракла». И вот в какой–то момент ко мне подошел Адольф Яковлевич, который сразу предложил переехать в Ригу. Представляете?
Так я, уроженец Краснокамска, едва не стал вашим земляком. О режиссере Рижского ТЮЗа я, конечно, был наслышан, но никогда его не видел. Естественно, я был ошарашен таким предложением. И невероятно польщен...
Галина Волчек взяла под своё крыло
— Тем не менее вы отказались?
— Увы. Но я действительно совершенно не хотел никуда уезжать. Мне и так тогда посчастливилось, ведь я учился на знаменитом курсе МХАТа: именно мы в 1987 году создали ныне уже легендарный театр–студию «Современник–2» во главе с Михаилом Ефремовым.
Так что Адольфу Яковлевичу я сразу ответил, что, к сожалению, точно не смогу переехать в Ригу. Объяснил, что нас уже пригласила к себе художественный руководитель «Современника» Галина Борисовна Волчек. Посмотрела спектакль «Пощечина» по мотивам романа Юрия Олеши «Зависть» и решила взять под свое крыло.
— Получается, вам несказанно повезло!
— Не то слово. Как и многие другие выпускники московских театральных вузов, я тоже непременно хотел играть в столице. Да и все свои дальнейшие планы строил только вокруг нее. Так что о Риге или каком–либо другом городе даже не думал...
Отмечу, что позднее мы целых шесть лет подряд приезжали на гастроли к вам. Играли на сцене Рижского театра русской драмы. А жили в Лиелупе. До сих пор вспоминаю прекрасные дни, проведенные в Юрмале.
С утра обязательно делал пробежки. Я и поныне дружу с вашей замечательной актрисой Светланой Делле. Совсем недавно она прислала мне ссылку на статью о себе в «7 секретах».
Помимо Адольфа Яковлевича Шапиро меня к себе приглашал и Константин Райкин, сын знаменитого рижанина Аркадия Исааковича Райкина. Я подыгрывал во время просмотра одной девочке...
Но пришлось отказать и Константину Аркадьевичу. О чем сейчас, скажу вам по секрету, сильно жалею. Потому что, может быть, до сих пор играл бы в «Сатириконе», достигнув при этом больших высот на театральной сцене. Все–таки Константин Аркадьевич — это мастер высочайшего уровня. Но я и ему объяснил, что мы открываем свой театр.
Отказали даже Табакову
— Выходит, весь ваш курс в Школе–студии МХАТ сразу превратился в целый театр–студию «Современник–2»!
— Нет, не полностью. Ефремов пригласил далеко не всех. Но мне повезло. Конечно, тут свою роль сыграло то, что мы вместе с Мишей играли еще в училище.
Скажем, после третьего курса как раз сделали «Пощечину» по Юрию Карловичу Олеше. Его поставил Ефремов. Показали этот спектакль и Олегу Павловичу Табакову.
Ему тоже очень понравилось. Он сделал несколько замечаний, после чего пригласил всех нас в свою «Табакерку». Но мы и тут вынуждены были отказать. Ведь нас уже ждала Галина Волчек!
— Вы играли на сцене самого «Современника»?
— Рядышком с «Современником» на Чистопрудном бульваре располагалась пристройка. На верхних этажах у театра в ней были два репетиционных зала. Вот один из них Галина Борисовна нам и отдала.
Все переделали под свои нужды. Установили зрительские кресла и пр. Там мы в основном играли свои малые спектакли. У нас был отдельный репертуар, в который никто и никогда не вмешивался.
А на основной сцене театра мы играли свои большие спектакли. При этом нас задействовали и в постановках самого «Современника». За что мы получали дополнительную денежку.
— Но в итоге «Современник–2» закрылся. Как писали, из–за внутренних разногласий.
— Да, закрылся. Сегодня это уже театральная история. В какой–то момент я и еще трое коллег пошли показываться в другие театры. Решили попроситься к Олегу Павловичу Табакову. Встретили его возле МХТ имени Чехова.
Он сказал так: ребята, я репертуар делаю под каждого актера, у меня расписано все на полгода вперед. Приходите через шесть месяцев, тогда и поговорим. «А что же нам делать полгода? Мы очень хотим работать!» — сказали мы Олегу Павловичу.
Затем отправились показываться в «Маяковку». Примечательно, что показ состоял из двух этапов. Попасть к Андрею Александровичу Гончарову было архисложно. Практически невозможно. Но мы так понравились, что нас взяли. Причем всех. В Театре Маяковского я проработал 14 лет.
Времени на театр не осталось
— А потом кино победило?
— Можно сказать и так. В общем, в какой–то момент кино все сильнее стало меня захватывать. И не только кино, но и радио, и телевидение, и многое другое. Сторонних проектов появлялось все больше и больше. А в итоге на театр времени попросту не осталось.
— В «Маяковке» у вас было много ролей?
— Не очень. Хотя играть мне всегда хотелось. За пять последних лет у меня был только один ввод в старый спектакль. В какой– то момент я решил уйти, чтобы круто изменить свою жизнь.
— Но, как говорится, нет худа без добра: зато у вас невероятное количество экранных ролей. Честно говоря, когда я увидел в вашей автобиографии число 218, то даже подумал, что тут какая– то ошибка. Разве может один человек столько сыграть!
— К своим ролям я добавляю и бесчисленные творческие проекты. Скажем, только телевизионных сказок у меня было порядка тридцати пяти. А в некоторых — по две–три роли. И каждая требовала большой проработки. Все нужно было выучить, а потом еще и сыграть.
Кроме того, у меня были научно–популярные фильмы. Это целая отдельная эпопея. Такие фильмы снимают крупные фирмы и предприятия для внутреннего пользования. Речь идет об учебных пособиях с участием медийных персон.
Например, я играл директора магазина. К моему персонажу обращались покупатели с различными просьбами. На своем примере я показывал, как нужно вежливо обслуживать клиентов. Ко мне впоследствии не раз подходили работники торговли, которые говорили, что они на мне учились. Одна дамочка сказала, что все мои реплики знает назубок!
«Универ» сделал имя
— Какая ваша роль самая любимая?
— Часто артисты говорят, что для них все роли любимые. Но я точно знаю, что стал популярным после «Универа». Я сыграл олигарха Льва Андреевича Мартынова. И хотя сериал вышел еще в 2008 году, с тех пор я стал стопроцентно узнаваем на улице.
Именно «Универ» сделал мне имя. 1 января я открыл свой канал в TikTоk. И постепенно набираю своих подписчиков. Конечно, среди них много тех, кто видел меня на экране.
— Считается, что в TikTоk сидят только дети...
— Я бы так не сказал, скорее подростки. С другой стороны, с учетом открытия актерской студии «ЛАМА» это как раз то, что мне надо. Я рассказываю о кино. Особенно большой интерес вызывают истории об актерах.
Часто делюсь со зрителями различными эксклюзивными подробностями, которых вы больше нигде не найдете. Ролик, в котором я рассказываю о трех непрофессиональных актерах, ставших мировыми звездами, набрал уже свыше миллиона просмотров.
Сколько себя помню, мне всегда нравилось рассказывать какие–то истории. Заметил, что благодаря TikTоk я стал намного больше читать. А как иначе подготовиться к очередному выпуску?
— Сейчас все сидят по домам. Признаюсь, я удивился, когда получил приглашение на открытие актерской студии «ЛАМА». Кстати, название какое–то необычное...
— «ЛАМА» — это я, Лебедев Андрей, и мой приятель со студенческой скамьи по Школе–студии МХАТ Морозов Андрей. Что касается карантина, то по домам сидят далеко не все.
Дети ведь не могут без движения... Даже не замечаю, как проносится время наших уроков. У меня занимаются от семи лет и до бесконечности. Честно говоря, сам иногда веду себя, как ребенок.
Замечу, что дети могут на вас даже не смотреть, но при этом они видят и слышат все. Сразу улавливают ухом малейшую фальшь. Взрослые могут им только позавидовать.
— Давно преподаете?
— В педагогике я уже 5 лет. Мне очень нравится учить. Это меня, я бы сказал, и заводит, и забавляет. Скучать точно некогда. О пандемии даже нет времени подумать. Хотя, конечно, соблюдаем все меры предосторожности: на входе измеряем температуру и пр.
— А что с кино?
— Все продолжается. Закончил сниматься в телесериале «За час до рассвета» именитого режиссера Игоря Зайцева. Состав суперзвездный. И сюжет интересный. После войны лейтенант Денис Журавлев (его играет Константин Хабенский) возвращается к мирной жизни и устраивается на службу в милицию.
А я стал начальником овощной базы. По тем временам это был настоящий «олигарх», который на нуждах советских трудящихся сделал целое состояние. Вот с такими, как я, в фильме идет ожесточенная борьба. Получилось действительно здорово. Фильм скоро выйдет. Советую посмотреть!
— Андрей, поздравляем с открытием студии. Желаем творческих успехов!
Читайте мои статьи в тему:
«Тяжело играть для пустого зала...» - говорит актёр Олег Демидов
«О пандемии некогда думать», - говорит студентка ГИТИСа
Фуа-гра с блинами: Старый Новый год в Бобруйске
«Главное — не падать духом!» — говорит певица и композитор Лиера Штейн
11 вопросов Михаилу Задорнову. И его 11 ответов
Александр Защиринский: когда же начнутся концерты артистов