Здравствуй дорогой друг.
В водах морей и океанов сокрыто множество тайн и загадок. Как правило, такие тайны хранятся в затонувших судах из разных эпох. Некоторые из них уже разгаданы специалистами и подводными археологами, которые бороздят просторы мирового океана в надежде совершить новое открытие.
Большинство обнаруженных судов датируется XIX - XX веком, когда тысячи судов оказались на дне в результате боевых действий Первой и Второй мировой войны. Но иногда поисковым экспедициям удается обнаружить судно относящиеся к более раннему периоду нашей эры.
Одну необычную находку, которую уже назвали находкой века, совершили дайверы из Финляндии у берегов финского городка Турку. Обнаруженным объектом на глубине 41 м. оказалось голландское парусное судно «Фрау Мария» затонувшее в 1771 г.
«Фрау Мария» пошла ко дну, когда шло курсом из Амстердама в Санкт-Петербург с сокровищами для российской императрицы Екатерины II . Как отмечают специалисты дорогой груз состоял из полотен картин, фарфора, керамики, золота, статуэток и других ценностей предназначавшиеся для Эрмитажа и Царского села.
По словам дайверов обнаруженное судно лежит на ровном киле на глубине более 40 м. Корпус судна хорошо сохранился благодаря слабосоленой и холодной воды Балтийского моря, а значит и ценный груз, который перевозился в трюмах.
Как считают историки самым ценным артефактом является триптих Герарда Доу- художника XV в., за который императрица Екатерина II заплатила 15 тыс., а также полотна Рембрандта. Исследователи надеются, что все полотна будут целы, так как они перевозились в герметичных бочках из свинца, запаянных воском. Удивительно, но после крушения судна российская императрица посылала экспедиции на поиски судна, и даже отправляла в Финляндию своего художника, который должен был восстановить полотна после их находки.
Сразу после обнаружения судна дайверы выдвинули на него свои права, и вокруг судна развернулась борьба между финским правительством и поисковиками, которые требовали часть груза. В 2005 г. суд вынес решение в пользу правительства, по законам Финляндии ценности находящиеся в водах Финляндии принадлежат государству если они пробыли под водой более 100 лет.
Но согласно международному законодательству на судно кроме Финляндии, имеют права Шведы, Голландцы и Россия. Которые и заявили свои права. И вознамерины поднять на поверхность «Фрау Марию» и создать из нее плавучий музей. По оценкам специалистов на создание музея и консервацию необходимо около 40 мил. долларов.
С каждым годом судно разрушается, а у властей Финляндии нет таких средств, и они решили сотрудничать и разрешить подъем судна. Как заявили представители инспекции по спасению, судно собирались поднять на мягких тросах из ткани.
Но пока юридически владелец судна и груза не определен шхуна «Фрау Мария» будет находиться в Балтийских водах под охраной. Как отмечают сотрудники Росохранкультуры возможно ценный груз будет разделен между всеми четырьмя владельцами поровну, хоть голландцам предъявили документы что груз был полностью оплачен и застрахован.
С вами был канал «Подводный мир». До скорых встреч.
Если понравилась статья, палец вверх, поделись с друзьями. Подписывайтесь на канал, впереди много еще интересного.