1. История собора Святой Софии
Византийский Император Юстиниан хотел, чтобы его творение было поистине грандиозным и пригласил двух лучших архитекторов того времени Анфимию Тральского и Исидора Милетского.
На отделку собора ушло 130 тонн золота, что составляло три готовых бюджета страны. В течение почти 6 лет ежедневно здесь работали 10 000 строителей.
Собор Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли свое продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции. Отовсюду свозили части древних построек, которые применялись при строительстве, а также уникальные артефакты.
Так, Туринская плащаница, хранившаяся в алтаре собора, в которую, по преданиям, после распятия было завернуто тело Иисуса Христа, по одной из легенд хранилась здесь, но во время четвертого крестового похода она была похищена и вывезена крестоносцами в Европу. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина (Италия). В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик.
Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связан с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом.
Холодное окно – ещё одна загадка собора, из которого дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Оно расположено на втором этаже (южная часть собора) и выходит на Голубую мечеть.
2. Путешествие по собору Св. Софии
1. Притворы. Мы входим в собор. Это первый притвор, он лишен отделки – мраморные плиты сняты уже давно. Порфировый алтарь. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения младенцев, ее обвивает змея (очень похожа на символ медицины). В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг императрицы Ирины, венгерской принцессы - жены императора Иоанна II Комнина. Рядом с саркофагом тексты на камне, гипсовые плиты на стене сзади - отпечатки текста с религиозного эдикта императора Мануила Комнина, выпущенного в 1166 году. В этом же году в Константинополе состоялся церковный собор‚ на котором было принято Мнение императора Мануила. Напротив саркофага - колокол .
Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства – потолок выложен золотой мозаикой , на стенах – мрамор с зеркальным узором. Над императорскими воротами в западной части собора находится мозаика Христос Пантократор (конец Х века). На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Слева от Иисуса Христа стоит Дева Мария, справа – архангел Гавриил. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Пред Ним преклонился император Лев VI. Он стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать. Императорские ворота, по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега . Раньше в них мог входить только сам император. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе.
2. Центральный неф
Для изготовления купола привезли глину с острова Родос — она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом, использовали специально изготовленные для этого легкие глиняные сосуды с острыми концами, которые вставлялись в отверстия соседних сосудов, и, таким образом, образовались радиальные ребра. Толщина стен доходит местами до 5 метров. Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня.
Купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок. От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера - полукуполы, куда передаётся нагрузка, и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства. В куполе столько же окон, сколько и арок — 40, прорезанных в барабане купола. Они заливали украшенную мозаиками внутренность храма . Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» — как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе. Когда солнце заходило, Святая София освещалась серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, «огни которых казались цветками». Эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов — результата очень точных вычислений масштабных соотношений.
Сейчас открыт только один лик серафима, другие были закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов. Серафимы после взятия города турками и обращения храма в мечеть, были признаны соответствующими канонам ислама, и оставлены, но у них закрасили лица. Два серафима - подлинные, IX века, два другие - возобновлены во время реставрации 1847 года.
Мозаичное изображение архангела Гавриила, справа от апсиды с Богородицей. На сводах вимы, по сторонам от фигуры Богородицы, были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом). По краю конхи была помещена греческая надпись (почти полностью утрачена) со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили». Русский паломник Антоний Новгородский, посетивший Константинополь около 1200 года сообщает, что мозаика апсиды была создана иконописцем Лазарем, пострадавшим в период иконоборчества, а после Торжества Православия получившем широкое признание. Серия мозаик архиереев: Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца (примерно 878 года). Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма.
Почему князь Владимир выбрал для Руси христианскую религию византийского толка?
Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». В «земле греческой» русские послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой:
«… и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой … и служба их лучше, чем во всех других странах».
Вероятно, их мнение, наряду с другими обстоятельствами, и предопределило выбор Владимира Крестителя в пользу христианства. Вместе с крещением Русь была приобщена и к великой православно-византийской культуре.
Огороженная площадка называется омфалион и символизирует «Пуп земли», то есть «Центр Мира». В центральном круге раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные. Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Обязательным элементом церемонии было поднятие императора на щит, что означало «богоявление» нового императора, явление его не только народу, армии и всему миру, делая его главнокомандующим и правителем.
Несколько слов об уникальных колоннах собора. Их 107. Как уже было отмечено выше, по приказу императора Юстиниана они вывозились из античных сооружений для обустройства собора Святой Софии:
- 8 колонн из Аврелиановского Храма Солнца в Риме - знаменитые порфировые колонны ;
- из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан);
- из города Эфеса (из храма Артемиды, который поджёг Герострат, чтобы прославиться) привезли 8 колонн из зелёного мрамора;
- колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия;
- На капителях колонн с бухарской резьбой, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.
- Слева и справа от императорских ворот на первом ярусе у боковых нефов находятся две мраморные вазы, привезённые из Пергама, высеченные из цельного куска мрамора. Они были привезены в Собор в конце 16 века в период правления Мурада III и использовались для хранения воды — около 1250 литров в каждой.
- В отделке использовали слоновую кость, серебро и много золота.
- мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии.
- мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин), такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.
- мрамор с островов Проконнес и Эвбея, из города Иераполь (Малая Азия), из Северной Африки.
- Фригийский мрамор – розовый с белыми прожилками,
- египетский – пурпурный,
- лаконский – зеленый,
- карийский – кроваво-красный и белый,
- лидийский – бледно-зеленый,
- ливийский – голубой,
- кельтский – черный с белым.
Алтарь собора. Именно здесь 16 июля 1054 года папский легат кардинал Гумберт возложил грамоту об отлучении Вселенского Патриарха Керуллария от церкви, и удалился из собора. Патриарх в ответ предал анафеме Папу Римского и тоже отлучил его от церкви. Началось разделение христианской Церкви на католическую и православную.
3. Путешествие на второй этаж собора
В левой части второго притвора расположена лестница на второй этаж. Она не имеет ступеней (рампа или пандус). Вспоминается описание александрийского маяка, в котором был спиральный пандус, по которому лошади и мулы тянули вверх повозки со смолой и маслом для поддержания большого костра на вершине маяка. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить паланкин с императрицей на второй этаж в императорское ложе. Портал устроен таким широким, чтобы паланкин императрицы мог свободно повернуть при подъеме по пандусу без препятствий. Императрицу сопровождали принцессы и фрейлины - во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора.
Императорское ложе находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами. В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. Отсюда ей открывался отличный вид для наблюдения за ритуалами и церемониями. Им хорошо была видна вся служба, которая проходила внизу. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга.
С трех сторон подкупольное пространство собора Святой Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками. На их отделку использовали самые богатые материалы – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни смальтовая мозаика. Пол храма украшает прихотливый узор из порфира и цветных мраморов.
В южной галерее находится массивная мраморная дверь, которую в свое время члены Синода использовали для входа и выхода в комнату собраний. Дальше, по галерее расположена мраморная преграда, называемая "Вратами Ада и Рая".
В правом крыле второго этажа - пустующая гробница правителя Венеции дожа Энрико Дандоло. Он «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. Его пустующая гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого он лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам.
Мозаика 1120 года Император Иоанн Комнин, Богородица и императрица Ирина находится на втором этаже в восточной части храма южной галереи. На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа – его супруга Ирина. Саркофаг Ирины и текст на глиняных табличках Иоанна Комнина мы видели на первом этаже. Посередине Богородица. Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.
В левой части хор также находится и спуск на первый этаж по другому пандусу. Единственное отличие - пол пролетов пандуса тщательно обработан нарезкой из тонких длинных борозд. Это сделано для того, чтобы ступни носильщиков не скользили при спуске паланкина императрицы на первый уровень. В стенах этого подъема имеются многочисленные ниши, где хоронили монахов.
3. Умберто Эко о разграблении собора крестоносцами
После спуска мы попадаем в левую галерею храма, примечательно здесь кроме небольшое углубление в одной из колон. Это «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. “Плачущая” колонна является одной из 107 колонн здания. Ее также называют "колонной желаний", «потеющей», «влажной». Она покрыта медью, а в середине имеет отверстие, влажное на ощупь. Многие верующие стремятся прикоснуться к ней в поисках божественного исцеления. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание – оно, якобы, сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…».
В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода. В романе итальянского писателя Умберто Эко «Баудолино» есть три героя: варвар-фантазер Баудолино, греческий историк Никита Хониат и Константинополь 1204 года. Умберто Эко – не только профессор семиотики, но и историк-медиевист. Горящий город Константина, только что взятый крестоносцами, можно посмотреть и сейчас – в современном Стамбуле. Эко, как и положено ученому, привык работать с реальными фактами.
Вот как описывает это трагическое событие Умберто Эко:
« Храм был открыт, Никита вошел, не полагая, что варвары дойдут до осквернения святого места. Вошел и побелел от ужаса. Пространство было усеяно трупами, по ним скакали до невероятия пьяные всадники врага. Толпа крушила дубьем серебряную с золотом трибунную ограду.
Стеная обо всем увиденном, Никита заторопился в глубину храма, к тому столбу, который всенародно почитался как Потеющая колонна. И правда, при благоговейном прикасании поверхность выделяла сверхъестественную влагу.
Никита и Баудолино сидели один против другого в комнате на вышине. На три стороны открывались двойные окна. …третье окно было обращено на запад, и оттуда можно было бы наблюдать весь целиком Константинополь… Несмотря на самое раннее утро, нежного цвета небеса смеркались от дыма дворцов и базилик, снедаемых огнем».
Подробнее об ограблении Константинополя крестоносцами мы писали в статье канала:
4. Мозаики при выходе из собора
Постепенно мы продвигаемся к выходу. Нельзя не сказать, что здесь в дальней части южного крыла расположены две мозаики. Одна из них - мозаика с Императором Юстинианом, Богоматерью, императором Константином находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор и видна по ходу движения со двора в собор, а не из собора во двор.
Завершая нашу экскурсию по прекрасному собору Святой Софии, этой жемчужине мировой культуры, обращу ваше внимание на то, что слева перед самым входом в собор, находится «котлован». Это бережно охраняемые следы раскопок, проведенных в 1936 году и в ходе которых, здесь было обнаружено древнее строение. Как было установлено, это руины Базилики Феодосия (415 год), находившейся на этом месте ещё до строительства собора Святой Софии.
Фильм Academia-nadezhda о путешествии по собору Св. Софии:
Понравилось путешествие по собору? Читайте статьи, смотрите фильмы, подписывайтесь и ставьте лайки. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda.
Еще больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com