Найти в Дзене
X5 Group

Классные кассы. Как Х5 ускоряет обслуживание покупателей

Оглавление

Как в Х5 Retail Group разрабатывают кассовое программное обеспечение нового уровня, зачем кассам интернет, и при чём здесь Adidas. На эти и другие вопросы отвечает Андрей Занозин, Java-разработчик Х5 .

О чём вообще разговор? Касса — она и 20 лет назад была касса. Пикаешь, получаешь чек…

Сегодня касса — это полноценный компьютер. Главное в нём — программное обеспечение. Именно от ПО зависит, насколько удобно ей пользоваться кассиру (и насколько мало ошибок он допускает), а также то,  как долго покупатель стоит в очереди.

Любому компьютеру нужен интернет, не так ли?

Не совсем так. Касса на самом деле состоит из нескольких частей:

  • Первая часть — это устройство, которое установлено у кассира: сканер штрих-кодов, экран, принтер, ящик для денег. Тут все несложно. Сканеры товара и ящики для наличных денег подключены к компьютеру кассира, на нём крутится наше приложение GK POS. Именно оно обрабатывает все команды от устройств, то есть, обрабатывает саму продажу.
  • Вторая часть — это сервер, который установлен в служебном помещении, иначе говоря  — бэк-офис. Сервер обрабатывает все команды с касс, связывается напрямую с серверами Х5, отдаёт на GK POS товары и цены и принимает от приложения пробитые чеки.
  • Также есть мобильные переносные терминалы, которыми пользуются сотрудники магазинов. Через них они проверяют и обновляют остатки товаров на полках.
  • Ну а еще есть кассы самообслуживания со своим ПО.

Для работы касс соединение с интернетом не критично. Если вдруг возле магазина неосторожный рабочий экскаватором перерубит интернет-кабель, магазин продолжит работать, как раньше. Но для покупателей процесс станет менее удобным. Обычные продажи будут работать, но нельзя будет купить алкоголь/табак или накопить/списать баллы с карты лояльности, а также нельзя будет оплатить безналом, если перерубили кабель, идущий к пин-паду.

Касса в
Касса в

А всё это ПО касс и бэк-офиса — это наша разработка?

Нет, мы приобрели готовую кассу у международной компании GK Software. При этом мы можем изменять и дорабатывать код (чем успешно и занимаемся).

Забавно, что приобретённое ПО GK Software изначально предназначалось для компании Adidas. У нас есть программистская шутка. Когда разработчик хочет временно выключить часть кода, он «закомменчивает» его — отделяет от другого повторяющимися символами. ПО в кассах мы должны закомменчивать тремя полосками — как на кедах Adidas.

А как сейчас происходит работа над кассой?

У ПО для касс есть фреймворк — грубо говоря, это набор кубиков, как в LEGO. С их помощью мы конструируем код и внедряем новые функции в кассы. Фреймворк нам также достался от GK Software. А сам код мы пишем на Java.

Сейчас касса — это полноценный высокотехнологичный продукт, который по сути не отличается в разработке от сайта или мобильного приложения. Процессом руководят менеджеры, которые собирают потребности в обновлении, ранжируют их, а после их внедряем мы. При ранжировании обновлений мы учитываем прежде всего те функции, которые помогают Х5 зарабатывать больше.

И какие это функции?

Сейчас мы разрабатываем функцию, которая позволяет выполнять на кассе несколько процессов параллельно.

Обычно происходит так. Приходит клиент, выкладывает товары на ленту. Кассир «пропикивает» их один за другим, а после к товарам применяется карта лояльности. Затем происходит оплата наличными или картой. При этом кассир обычно спрашивает у покупателя, какой способ оплаты удобнее , и на это тратится время. Наша доработка состоит в том, чтобы после «пропикивания» всех товаров был одновременно возможен и ввод наличных в кассу, и оплата банковской картой. Либо сразу прикладываешь карту, либо оплачиваешь наличными. Ждать не нужно.

Так, а что с кассами самообслуживания?

Мы долгое время использовали кассы самообслуживания от компании NCR. Они были тяжелыми и дорогими во всех смыслах: от физического до программного. Сейчас мы разработали свою собственную кассу самообслуживания: современную, с сенсорным экраном и симпатичным дизайном. Причём разработали полностью самостоятельно, с нуля. Гордимся!

-3

Внутри новая касса самообслуживания работает на нашем ПО от той же GK Software (с модификациями и доработками). Когда всё работает на одном ПО, то разработка становится быстрее и легче.

Звучит неплохо. Ну а что дальше?

Сейчас мы работаем над следующим шагом. Мы хотим избавить магазины от серверов, на которых работает ПО касс, и перенести их в облако. С таким решением вообще не будет разницы, выбираешь ты товары из дома, сидя на диване, или покупаешь их в физическом магазине — всё обрабатывается в одном порядке.

Но это — решение завтрашнего дня. Сейчас мы накапливаем экспертизу, чтобы плотно заняться этим проектом в ближайшем будущем.

________

«Цифровая бакалея» — регулярная рубрика от Цифровой академии Х5, в которой о сложных технологиях мы рассказываем максимально просто. Наши материалы:

Зачем магазинам искусственный интеллект

Какие бывают языки программирования и зачем они нужны

Люди и роботы. Как Х5 автоматизирует рутину (видео)

Кто такие девопсы (подкаст)

Фронтенд vs Бекэнд — чем занимаются два лагеря разработчиков (подкаст)