Найти тему
ЛИЧНОСТИ ОБЩАЮТСЯ

3 взгляда на детские конкурсы

Оглавление

Во время конкурсов детского творчества сталкиваются интересы родителей, педагогов и организаторов. Из-за недопонимания задач каждой из сторон порою разгораются нешуточные страсти. Эта статья для родителей, желающих избежать разочарований от детских конкурсов.

Присмотримся к задачам родителей, педагогов и организаторов. Тех взрослых, сформированных личностей, которые сопровождают ребёнка на конкурсном пути.

Взгляд родителей

Родителям свойственно радоваться успехам своих детей. Ведь каждое (даже самое малое) достижение – свидетельство успешного развития.

Однако часто это перерастает в некую страсть. Задолго до селфи-мании (стремления выставлять напоказ каждый шаг) были родители, добивающиеся подтверждения одарённости своего ребёнка . И если желаемого восхищения не происходит – это катастрофа. Увы, часто с этого начинается воспитание образа «непризнанного гения » или «неудачника » у будущего взрослого.

Есть и другая крайность – охота за достижениями . Этому в немалой степени способствует система портфолио ученика. Чем больше грамот в папке – тем выше рейтинг ребёнка. Однако объять всё невозможно. Распыляясь на все предложения, дети не вырабатывают ответственность и усидчивость. Их конкурсные работы попадают в разряд «мама отвяжись». В этом случае детьми примеряется образ «верхогляда ».

И ещё один, достаточно редкий родительский взгляд на эту проблему – воодушевление неуверенности. Часто это связано с проблемами здоровья у юного участника, которые ведут к комплексу неполноценности. В таком случае конкурс может стать символическим этапом из категории «Ты смог!». Перебор возможен и здесь: подмена достижения спекуляцией на слабости, требованиях «особого отношения».

Взгляд педагога

Для педагога, тренера, наставника победа воспитанника в конкурсе – экзамен на профессионализм. Это значит, что ему удалось развить нужные навыки, воспитать волю, усидчивость и сосредоточенность на главной цели в решающий момент.

На занятия приходят те, кого «мама заставляет», и те, кому «просто хочется чем-то заниматься», и те, кто заинтересовался, принял требования, готов потрудиться для победы. Если успех в конкурсе достигнут – выбор наставника и взаимные усилия были верными.

В этом и особенность хорошего педагога: учить и заинтересовывать всех, но строить обоснованные ожидания . Потому обучение у наставника, «чьи дети побеждают » не гарантия победы каждого ученика. Это - шанс. А желание им воспользоваться остаётся в руках самого воспитанника.

Взгляд организаторов

Главная задача организаторов любого конкурса – успешно провести конкретное мероприятие . Для этого необходимо соблюсти требования утверждённого положения. Оно согласовано с учредителями, спонсорами, властями. Любая отсебятина чревата для организаторов большими проблемами в настоящем и будущем.

При этом нужно постараться расширить масштаб. Чем больше конкурсантов – тем лучше. Важно привлекать воспитанников авторитетных мастеров (задать высокий уровень). По возможности – расширить географию (соседние районы, города, регионы). И отразить всё это при подведении итогов.

Советы

Для того чтобы участие в конкурсах пошло ребёнку во благо, я советую:

  1. Предлагать «участвовать», а не «побеждать» . Изначально делаем профилактику страха неудачи и разочарования из-за обманутых надежд.
  2. Внимательно читаем Положение . Если тема, возрастная категория, форма проведения явно вам не подходят – ищем другой вариант.
  3. Выбираем конкурс исходя из задачи . Для уверенно увлекающихся (опытных) – высокого уровня. Ради портфолио и символического достижения – те, что объявляют: всем конкурсантам вышлем грамоту участника.
  4. Обсуждаем с юным участником итоги : что нужно учесть впредь. Хотя, решать вам!