У ацтеков местная разновидность психоделического гриба считалась официальным средством ясновидения. В жизни последнего императора ацтеков Монтесумы грибы сыграли роковую роль: во время грибного сеанса он увидел, что старые боги придут с Запада. Именно поэтому он, в конечном счете, и сдал свою столицу Кортесу.
Оленеводы замечали, что олени, которые съедали мухоморы, вели себя возбуждённо, не так, как остальное стадо. Лев Гумилёв полагал, что именно мухоморы определяли неадекватное поведение викингов во время их разбойничьих набегов. Во время работы одной из групп кинохроники на территории заповедника, взрослый сын одного из участников, предлагал инспектору охраны собирать и сушить для него мухоморы. На естественный в этом случае вопрос: "Для чего это делать?" получил ответ: "Хочу угостить своих друзей в Москве". Как выяснилось в последствии, это предложение исходило от наркомана. В Дзене прочитал статью о том, что в России отмечены случаи заготовки и сушки мухоморов в промышленных масштабах. Наверное, настойки от мух будут готовить.
С древнейших времен грибы играли в питании человека очень важную роль. Ясно, что уже охотники и собиратели доисторической эпохи умели распознавать как их питательные свойства, так и содержание яда во многих видах. Первым изображением гриба специалисты считают наскальный рисунок в египетской царской гробнице, относящийся к 1450 году до н.э.
Чем дальше развивались естественные науки в классической древности, тем больше внимания врачи и ученые уделяли грибам. К тому же периоду относятся и первые письменные сообщения о грибах. В документах называют все больше видов, хотя и без подробных описаний. Так, уже Гиппократ, греческий врач и основатель научной медицины (ок. 460-375 гг. до н.э.), в своих трудах писал и о грибах, и об их значении для медицины.
Ядовитость грибов объясняли местом их произрастания. Так, Плиний Старший (23-79 гг.) писал, что грибы, растущие поблизости от змеиных гнезд, ржавого железа или других отходов, ядовиты. Это убеждение сохранилось до позднего Средневековья. О том же, например, говорится в работах крупнейшего естествоиспытателя Альберта Великого (1193-1280 гг.). А в первой иллюстрированной книге, посвященной травам (1560 г.), грибы изображены вместе с извивающимися змеями.
Это учение, соединяясь с укорененным в народе страхом перед грибами, неизбежно приводило к тому, что грибы представлялись явлением таинственным и связанным со злыми силами. Их считали колдовским, дьявольским творением или орудием ведьм. Об этом свидетельствуют народные названия многих видов: ведьмино яйцо, сатанинский гриб и т. п. или такое выражение, как «ведьмин круг».